Меню
Pages Menu
Один день Летней школы ТЮФ

Один день Летней школы ТЮФ

В начале июня прошла Летняя школа Турнира Юных Физиков  (ЛШ ТЮФ) 2013. ЛШ ТЮФ задумывалась как место для общения и формирования сообщества школьников, интересующихся физикой, и проводилась впервые. Школьники получили возможность повариться в уникальной среде увлеченных сверстников, пообщаться в неформальной обстановке с тренерами и представителями научного сообщества.

Попасть в ЛШ ТЮФ можно было двумя способами – стать  победителем или призером Сибирского турнира юных физиков или решить задачи Открытого конкурса, проводившегося в апреле этого года. Фонд поддержки одаренности школьников оплатил всем участникам ЛШ ТЮФ стоимость учебной программы школы. Так же ЛШ ТЮФ стала плацдармом подготовки российской сборной ТЮФ, которая будет представлять нашу страну на заключительном мировом этапе турнира в Тайбее.
ЛШ ТЮФ проводилась с 30 июня по 14 июля на базе детского оздоровительного лагеря «Калейдоскоп», живописном берегу Обского моря неподалеку от села Боровое.

Мы решили посетить летнюю школу и посмотреть на один день из жизни юных физиков. С нами в летнюю школу приехали два особых гостя: профессор Массачусетского технологического института (MIT), США, Константин Турицын и директор группы компаний «Тион» Дмитрий Трубицын. Будучи школьниками, они сами участвовали в физических турнирах, проходящих в Новосибирске, и, по их словам, именно турниры оказали существенное влияние на их профессиональную ориентацию – Константин является действующим ученым, Дмитрий основал бизнес, основным продуктом которой является собственная инновационная разработка. В летнюю школу они приехали для того, чтобы рассказать ребятам о физике, пообщаться с ребятами, продемонстрировать живой пример, куда может завести ребят ТЮФ.

ДОЛ «Калейдоскоп» вместил в себя сразу две школы – школу развития Пифагор и ЛШ ТЮФ, расположившиеся в разных частях лагеря. Школы имеют разную учебную программу,  совместные внеучебные мероприятия и совместные проекты на проектной четырехдневке.

На территории Пифагора шум и гам – здесь собрались школьники, начиная со 2 класса, чтобы погрузиться в насыщенную культурную (кружки по интересам) и интеллектуальную (учебные курсы) среду.

Ступив  на территорию ЛШ, видишь совсем иную картину. На первый взгляд кажется, что лагерь  спешно эвакуирован. Повсюду стоит загадочный инвентарь: контейнеры, наполненные водой, самодельные измерительные инструменты, устройства, собранные из брусков, ниток, скотча и прочих подручных средств, детей не видно. Оказывается, ребята разместились группами в беседках и корпусах, горячо дискутируя и записывая что-то в ноутбуках.

«У вас всегда так?» – «Нет, просто сегодня последний день решения задачек мини-турнира». Оказалось, что мы приехали к финалу первой четырехдневки, представляющей собой мини ТЮФ. Ребята только что закончили делать установки и ставить эксперименты (вот откуда взялся загадочный инвентарь), а сейчас заканчивают презентации, с которыми будут выступать перед сотоварищами. Работа кипит, днем отдыхать некогда.

Российская сборная ТЮФ, в этом году, кстати, полностью состоящая из новосибирских школьников, тоже вкалывает по-полной.  Участники команды еще раз прорабатывают и вносят последние штрихи в свои доклады перед соревнованием, репетируют представление доклада, оппонирование и рецензирование (неотъемлемые части физ.боя) на английском языке.

Поучаствовать в подготовке сборной были приглашены и Константин с Дмитрием. Ближайшая беседка была быстро оборудована для проведения физического боя – гости рассажены по местам, докладчик и оппонент снабжены компьютерами. Доклад по задачке «Карусель Гельмгольца» был зачитан на официальном языке Международного турнира. Оппонент вынес на обсуждение несколько аспектов изучаемой проблемы. Гости, в свою очередь, также задали свои вопросы, выявив направления, по которым могло бы пойти исследование.

Все остались довольны докладом: как степенью проработанности задачи, так и умением презентовать и отстаивать свои результаты. Видно, что подготовка сборной не прошла даром, и команде по силам достойно выступить на грядущем турнире.

Профессор MIT Константин Турицын прочитал школьникам лекцию по физике сыпучих тел. Несмотря на то, что этому классу задач посвящено множество исследований, эта тема не теряет своей актуальности. Научные изыскания ведутся и, возможно, кто-нибудь из сегодняшних юных физиков в будущем захочет заняться ее изучением.

DSC_1135

После лекции школьники начали расспрашивать Константина о MIT: о возможностях поступления, системе обучения, читаемых курсах и направлениях научных исследований. Ребята узнали о системе дистанционных курсов и об обучении в самом институте, о  том каких студентов ждут в бакалавриате и в магистратуре, и что российских студентов хоть и не часто, но можно встретить в стенах Массачусетского технологического.

Затем команда проекта по созданию образовательного портала приступила к съемке роликов – в веселой и непринужденной атмосфере было сделано несколько попыток дать ответ на фундаментальный вопрос: «Зачем все-таки нужно изучать физику?».

Разделив с ребятами ужин (пятый, предпоследний прием пищи согласно расписанию), мы отправились домой. Это был замечательный день.

 

Один комментарий

  1. Пригодится. Хороший блог с ценным контентом!