Меню
Pages Menu

Семинар «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков», декабрь 2013

Описание семинара

Семинары программы «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков» — это активная форма обучения, адресованная школьным учителям физики, которые руководят или собираются руководить командами, участвующими в Турнире.

Первый семинар этой программы мы провели ровно год назад в декабре. За это время в четырёх семинарах участвовало всего 34 человека. Из них 20 приняли участие в одном семинаре, 8 — в двух семинарах, 4 — в трёх семинарах, 2 ведущих — во всех четырёх семинарах.

Четвёртый семинар прошёл 12–14 декабря 2013 года на базе «Полигона юного физика» в Академпарке Новосибирского Академгородка. В семинаре приняли участие 9 преподавателей физики из Новосибирска, Бердска, Тальменки, Барабинска, Новокузнецка.

Участники были разбиты на две команды. Тренерами команд были Алексей Колчин и Андрей Щетников. За два дня команда должна была проделать полный цикл исследований по двум задачам, включающий постановку и выполнение экспериментов, разработку теории и сопоставление её с результатами эксперимента. На третий день проводить физический бой мы не стали, а вместо этого по каждой задаче поработали по схеме «два доклада + последующая дискуссия».

Список задач

1. След от удара. Уроните бильярдный шар на закопчённую металлическую или мраморную плиту. На шаре после удара останется пятно от копоти. Определите, как размеры этого пятна зависят от высоты, с которой упал шар. Оцените по этим данным время и силу удара. Решения команд.

2. Электромотор. Приспособьте электромотор для поднятия груза или совершения другой работы. Как развиваемая мотором мощность зависит от веса груза и других уместных здесь параметров? Решения команд.

Итоги семинара

Половина участников уже имела опыт работы в таких семинарах. Поэтому мы, как ведущие, могли уменьшить ту долю внимания, которая уделяется основам исследовательской работы и представлению результатов в докладах, и больше внимания уделить комментариям о том, как сделать работу команды более эффективной.

Очень важно уже после первых продвижений в задаче начать оформлять будущий доклад — сделать заготовку для презентации, включив в неё слайды с заголовком и текстом задачи, а затем подготовить несколько содержательных слайдов — хотя бы фотографию установки, на которой мы ещё только собираемся делать эксперименты. Тогда все следующие результаты будут вставляться в уже имеющуюся презентацию. Школьникам очень важно видеть, что уже сделано и оформлено — тогда они начинают понимать, какая часть работы уже сделана, а какую ещё предстоит сделать. Готовую часть доклада можно будет рассказывать, а пока мы её рассказываем, у нас появятся разные вопросы, на которые можно отвечать в дальнейшей работе.

Самое сложное в работе руководителя команды, пожалуй — это правильно замыкать друг на друга эксперименты и попытки разобраться в теории. Большинство школьников что-то начинает понимать в теории лишь после того, как они сделали какую-то работу своими руками. И обратно, когда мы разбираемся в теории, наша опытная работа становится не просто перебором разных данных, который делается непонятно зачем. Нет, теперь мы делаем эксперимент для того, чтобы проверить какую-то часть теории и посмотреть, будут ли наши результаты похожи на то, что предсказывает теория, или же эксперимент и теоретическое предсказание будут между собой заметно отличаться.

Пожелания на будущее

Наступило время, чтобы начать проводить обучающие семинары другого типа. Предложить всех участников приехать с ноутбуками (обязательно с мышкой!) и установить программу «Живая физика» на каждый ноутбук. В первой части семинара лектор показывает на экране основные операции, а все участники повторяют эти операции за ним; а во второй части они работают парами и выполняют самостоятельные исследования, основанные на компьютерном моделировании физических процессов. На наш взгляд, это семинар для тех, кто уже участвовал в базовой программе по решению исследовательских задач — ведь теперь понятно, в каких работах можно применять эту программу.

Отзывы участников семинара

Ахременко Татьяна Геннадьевна,
учитель физики, лицей 176, Новосибирск
На семинаре я в первый раз, так как ТЮФом заниматься, так или иначе, придётся. Мои дети уже участвуют, но чтобы понимать, к чему их готовить, очень необходимо знать самой, что делать. Что получилось: работала в паре с Еленой Павловной; мне очень помогло то, что у неё уже есть опыт работы тренером в ТЮФе; задачу таки решили, хотя первоначальный подход был неверный. Что хотелось бы: 2 команды в разных аудиториях, нам не повезло — всё
пришлось нести с собой. Хотелось бы иметь побольше датчиков, чтобы не стоять за ними в очереди. Организаторам: вентиляцию — в студию! И кабинет с большим числом розеток. Что хотелось бы изучить: программы, обеспечивающие обработку данных: их много, естественно, есть уже обкатанные модели, которые нужно изучать. А вообще, такая работа крайне необходима и для подготовки к НПК со школьниками, и для собственного развития. Общение с умными людьми делает нас умнее :)

Глущенко Елена Павловна,
учитель физики, лицей 113, Новосибирск
Очень полезное дело. В третий раз участвую — каждый раз узнаю что-то новое. Полученный опыт помогает потом в работе с командой ТЮФа. Предложение: провести обучающий семинар по разным компьютерным программам, которые могут пригодиться в работе (Excel, Живая физика, Audacity, Spectrum Lab и т.п.) Пожелание: наладить вентиляцию в аудиториях.

Князев Дмитрий Алексеевич,
учитель физики, Тальменская средняя школа.
В октябре 2013 я впервые узнал о цифровой лаборатории PASCO и как её можно использовать в учебном процессе. Появились идеи и небольшой опыт, как можно использовать лабораторный комплекс «Архимед» в работе с детьми. Себя ощущаю ещё не совсем комфортно, так как нет опыта подобного рода деятельности, хотя после второго семинара в этом вопросе, думаю, продвинулся. Думаю было бы очень полезно для меня получить опыт использования компьютерных программ по моделированию различных процессов. В целом я очень благодарен за семинары с преподавателями и школьниками. У всех моих учеников также впечатление очень приятное. Спасибо!

Потатуркин Игорь Олегович,
тренер команды, гимназия 4, Новосибирск
Семинар весьма полезен тем, что позволяет критично отнестись к собственным рассуждениям и выкладкам. Кроме того, атмосфера и ход семинара способствуют творческому, без боязни, подходу к эксперименту и теоретическим предположениям. Спасибо!

Прокопец Максим Сергеевич,
преподаватель физики, СУНЦ НГУ
Очень понравилась возможность два дня подряд заниматься реальным физическим экспериментом в хорошо оборудованной лаборатории. Очень понравилась возможность общаться с ведущими групп и коллегами. Не хватало осведомлённости наших тренеров в вопросах работы оборудования PASCO. А этом семинаре я увидел, как надо работать экспериментатору, но ещё больше — как не надо. Я согласен с мнением, что «ноль a физике — это тоже результат», что надо знакомить людей с реальной жизнью, и всё же… Я буду рад ещё раз поучаствовать в подобном семинаре, и хотелось бы получить несколько более «подготовленную» задачу. И заранее получить описание этих задач, чтобы было время подумать. Вместе с условиями задач было бы здорово получить ссылку на несколько публикаций по теме. Более того, если заранее рассылать участникам семинара ссылки на ТЮФовские отчёты — возможно,
участники сами захотят модернизировать ту или иную задачу, откуда и возникнут, возможно, новые задачи для семинара. Как бы то ни было, опыт реальной работы под руководством таких тренеров — это здорово, это суперценно. Спасибо!

Солодовников Михаил Юрьевич,
учитель физики, школа 83, Барабинск
Оргмоменты, режим работы, форма работы, доступ к оборудованию и помещения — на высоком уровне; температурный режим нуждается в корректировке (очень жарко). И. Щетников и А. А. Колчин показали большое педагогическое мастерство: использовали деятельностный подход для быстрого и прочного освоения участниками семинара исследовательских навыков; проявили высокий уровень коммуникативной компетенции, создав благоприятный психологический климат; показали практическую значимость подготовки к ТЮФу. Пожелание: привлечь к работе в семинаре преподавателей сельских районов области.

Талабира Оксана Ивановна,
учитель физики, лицей 84, Новокузнецк
Семинар даёт возможность пообщаться с коллегами, поработать с оборудованием, которого нет в школе; уяснить порядок организации исследования и представления отчёта.

Чепасов Юрий Сергеевич,
учитель физики, гимназия 6, Новосибирск
Семинар считаю весьма продуктивным и познавательным. Помимо дополнительного опыта проведения исследований, получил ценные советы по организации исследовательской деятельности в команде, что для меня является очень важным.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Скопируйте этот пароль *

* Вставьте пароль в это поле *