Меню
Pages Menu

Семинар «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков», февраль 2015

Общая информация

В семинаре участвовало 20 человек: семь из Новосибирска, трое из Бердска и по одному из Барабинска, Лебедёвки, Тальменки, Евсино (это всё Новосибирская область), а ещё трое из Новокузнецка, и по одному из Кемерово, Междуреченска, Шарапа (Кемеровская область).

Программа этого семинара сильно отличалась от всего того, что мы делали раньше. В первые два дня мы организовали классическое учебно-исследовательское погружение в том стиле, как эти погружения проводятся на летних и зимних школах «Пифагор». Во-первых, мы хотели по-казать учителям саму эту форму, потому что она может им пригодится при проведении своих каникулярных школ, ну и чтобы они знали, чем мы занимаемся с их учениками на выездных школах. Во-вторых, очень хотелось поставить их перед такой задачей, которую они раньше если и решали, то очень давно, и дать им побыть «на месте школьника». Чтобы эту задачу пришлось решать с нуля, не имея для этого определённых средств, и чтобы средства вырабатывались по ходу дела. Поэтому мы выбрали для погружения тему не по физике, а из более общего круга математических дисциплин — учение о центральной перспективе, как оно было разработано среди художников эпохи возрождения. Принципиальное устройство этого погружения описано в моей статье “Учебно-познавательный семинар «Линейная перспектива в изобразительном искусстве и исходные идеи проективной геометрии»”. Математическое образование, № 2 (50), 2009, с. 41–50, поэтому я его пересказывать здесь не буду.

По нашему ощущению, эта часть работы удалась на славу, потому что участники семинара решали предложенные им задачи с большой активностью и интересном, придумывая в том числе и разные неожиданные ходы, о которых мы не знали раньше. Правда, как видно из отзывов, они бы предпочли, чтобы мы занялись чем-то более полезным из физики — таким, что можно сразу же применить или на уроках, или в работе над задачами ТЮФа. Мы это пожелание учтём, но внутренне я всё равно ощущаю некоторую принципиальную правоту и в нашей позиции: чтобы увидеть и осознать некоторые важные приёмы и техники мыслительной работы, лучше при обучении иметь дело с некоторым малознакомым материалом, чтобы материал на заслонял собой другого содержания, относящегося не к знаниям, но к тому, как с этими знаниями можно обходиться.

На третий день мы устроили полноценный физический бой с докладами, оппонированием и рецензированием по трём задачам ТЮФ текущего сезона. Ясно, что такая форма работы берётся на ура. Это полезно и школьниками, делавшим доклады, и взрослым тренерам, выступавшим в роли оппонентов и рецензентов. При этом все фазы работы обильно комментировались, что позволит улучшить и текущие доклады при подготовке к РосТЮФ, и даст задел тренерам и командам на следующий сезон.
И опыта этого семинара стало видно, что проводить такие семинары с совместным участием тренеров и школьников надо и дальше.

Отзывы участников

Игорь Олегович Потатуркин
Гимназия «Горностай», Новосибирск
Характерными особенностями первой части (1 и 2 дни) семинара являются: постановка простых в своей формулировке задач, которые, однако, имеют далеко не тривиальные решения; интенсивная работа в группах; ведение дискуссий по задачам без явных подсказок со стороны ведущих. Эти особенности приводят к получению знаний не в «разжеванном» виде, не в лекторской форме. Знания зарабатываются самими участниками, что весьма повышает их ценность и усвоение. Я лично получил весьма ценные для моей школьной практики знания по физике, математике и педагогической методике. Это помимо искреннего удовольствия и небольшого про-движения в сторону понимания живописи.
Вторая часть семинара (3 день) представляла реальный физический бой, в ходе которого я очень доходчиво получил весьма специфические и, в общем, малодоступные в каких-либо других формах обучения, навыки реальной работы на боях ТЮФ. Это, конечно, очень поможет мне в работе с моими школьниками.

Елена Павловна Глущенко
Лицей 113, Новосибирск
С 26 по 28 февраля 2015 года состоялся семинар тренеров ТЮФ по теме «Введение в теорию перспективы». Тема оказалась для меня неожиданной, связанной с математикой (с проективной геометрией). Тем не менее, два дня работы по этой теме были интересными и полезными. Во-обще, безусловная польза всех наших семинаров заключается в том, что они позволяют учителю выйти из своей привычной роли и оказаться в позиции ученика, а это всегда полезно, дает воз-можность «перезагрузить мозг». Надеюсь, что некоторые полученные знания о правилах по-строения перспективы пригодятся мне для работы.
Третий день был посвящен тренировочным боям ТЮФ, в которых принимали участие как тренеры, так и действующие участники команд (капитаны команд). Целью этих боев была отра-ботка умений докладчика, оппонента и рецензента. Этот день мне кажется очень плодотворным, и объединение в работе тренеров и капитанов команд весьма полезно, по возможности надо по-вторять такую форму работы регулярно.
Спасибо организаторам семинара и его участникам!

Татьяна Александровна Кокшарова
Лицей 6, Бердск
Очередной семинар тренеров ТЮФ проходил в новом формате — погружение. Тема погружения «Введение в теорию перспективы». О такой форме работы или обучения я слышала раньше, но самой участвовать раньше не приходилось. Ощущения и впечатления от происходящего в первые два дня работы самые противоречивые: от безумного интереса, когда хочется тут же пробовать «это» решать, до полного неприятия, когда не хотелось делать то, что требовалось в данный момент. Попробую восстановить характер моей деятельности по порядку, как запомнилось.
Первая задача, с которой началась работа групп, вызвала у меня интерес: сразу было понятно, что есть какое-то очень простое и доступное решение. Однако, работая в команде, начали делать какие-то очень разные вещи, было пятьсот идей, в результате через час оказалось, что рассказывать другим группам нечего, кроме обрывков тех самых идей. Правда, и в других группах, как выяснилось, полностью «раскрученных» идей нет, а некоторые очень похожи на наши. Отведенное на первоначальную работу время сначала показалось категорически недостаточным, но позже я поняла, что так, пожалуй, и надо. Потому что после общего обсуждения, когда посмотрел на идеи других команд, на свои идеи со стороны (когда пытаешься их донести до других людей), работа становится значительно продуктивней, ибо уже что-то лишнее отбрасывается. Кстати, очень понравилась идея насчет проецирования видимого на мольберт художника. А мы пытались это реализовать эмпирическим путем, используя вместо рельсов и шпал “клетчатый» пол в коридоре и фотоаппарат, что вообще-то частично подтвердило одну из наших идей.
На «втором круге» работы в командах мы уже что-то там решали и строили, занимаясь по сути проективной геометрией, которую кто-то не очень и знал, а кто-то основательно забыл, но именно тут мне почему-то было интересно, так как было над чем подумать, что понять, что искать, т.е. была более конкретная тема для размышлений, а не поиски в темной комнате черной кошки, которой там нет… Вот тут очень помогало совместное обсуждение с другими членами команды, когда кто-то что-то вроде понял, а при попытках объяснить остальным выплывают «неувязки», разобравшись с которыми находили что-то еще. Вот тут бы я еще порешала, но не дали, перешли опять к общему обсуждению…
И так два дня. Серия задачек, вырастающих из предыдущих, работа над ними, обсуждение, а потом финальное задание по картине…
В общем, два полярных ощущения: 1) форма понравилась, люблю грузить мозги, особенно когда есть возможность поразминать их в кругу других заинтересованных людей; такую форму работы было бы здорово освоить, чтобы работать со своими детьми; 2) содержание работы скорее не вдохновило, очень бы хотелось поближе к физике, потому что пока с трудом представляю настолько длинную и широкую «дорожку» задач по физике, чтобы крутить ее с продуктивным выходом.
Третий день совместной работы с капитанами команд в режиме тренировочных боев без-условно актуален в свете подготовки к российскому турниру, давно хотелось бы к семинарам тренеров ТЮФ подключать ребят, так как они учатся быстрее и эффективнее нас!
Спасибо!

Ирина Владимировна Казеннова
Шарапская школа, Прокопьевский район, Кемеровская обл.
Мне как новичку было интересно наблюдать за происходящем. Нас разделили на 3 команды, дали задания, и мы со своей командой начали обсуждать темы, и это происходило 2 дня. На 3 день нам господа ведущие устроили бой между командами. Что меня сразу поразило и, наверное, запомнится на всю жизнь — очень много образованных и интересных людей, общаться с которыми — одно удовольствие. Здесь нет борьбы между участниками, только теплые отношения. На этом исследовательском семинаре для меня руководитель секции — это прежде всего человек, который наводит на правильное решение путем наводящих вопросов и примеров. Это погружение в другой мир, особый островок доброжелательности, интеллигентности и радости. Это огромный опыт и в то же время это великолепный отдых. Спасибо вам за эти незабываемые воспоминания и впечатления. Надеюсь, что приеду ещё. Желаю вам и в дальнейшем блестящих идей, мира, счастья и удовлетворения в творческих делах.

Сергей Владимирович Августинович
Институт математики СО РАН
Прошу прощения за бегство по делам (ТЮИИ, потом диссертация аспиранта). Хочу в качестве компенсации дать письменный отчет. Мне все понравилось. Правда. Смотрел на процесс изнутри глазом профессионала-математика. Все сложилось. Были озарения, дискуссии, ложные ходы, притирание в группах — все, что характерно для нормальной научной работы. К сожалению (для меня лично) это была в основном не физика, которой хотелось из мазохистских соображений. И задача оказалась не такой уж открытой. И темп был довольно низким (это опять-таки моя личная проблема, для групп темп оптимальный). Надеюсь, не сильно Вам напортил, если что – извините.
Главное в таких погружениях – хорошо поставленная задача. Ученые неохотно делятся хорошими задачами. Это беда. И желательно, чтобы ведущий обозначал близость переднего края науки. Вот пример плохой задачи. Нарисовать ж/дорогу, идущую по дну озера с плоским дном. Глубина = h. Вот получше. Как определить картину одноглазого художника? Трехглазого? А панорамы первой группы выше всяких похвал! Были такие на прежних погружениях?

Валентина Сергеевна Батракова
Лицей 35, Новокузнецк
Изначально тема семинара звучала так: «Как решать исследовательские задачи», и в про-грамме семинара было заявлено 2 темы: Решение исследовательских задач; организация работы команды во время физического боя на этапах доклада, оппонирования и рецензирования.
Ожидания от семинара.
Исходя из заявленной темы № 1 я ожидала, что нас разделят по группам, выдадут условие за-дачи, оборудование и начнётся процесс под чутким руководством Андрея Ивановича и Алексея Александровича. В итоге я приобрету большее понимание какой-то отдельной темы по физике, мне станет понятно как лучше организовывать подобную работу с детьми и, конечно же, будет бесценное общение с коллегами.
Исходя из заявленной темы № 2 я ожидала получить своего рода инструкцию по организации работы команды во время боя. Узнать, как нужно распределять нагрузку на каждого участника, чтобы добиться максимально эффективной работы команды. Узнать некоторые нюансы, предъявляемые к оппоненту и рецензенту, и, возможно «прочувствовать на своей шкуре», войдя в роль того или иного.
Реальность.
По первой теме: всё сбылось кроме «большего понимания какой-то отдельной темы по физике». Причина ─ изменение темы семинара. Поэтому морально к проективной геометрии я была не готова, следовательно, предложенные задачи особого энтузиазма не вызвали.
По второй теме: реальность превзошла ожидания. Мы не просто прослушали рекомендации и конспектировали заинтересовавшие нас места. Мы провели полноценный физический бой на 3 команды, а соответственно побывали и докладчиками, и оппонентами, и рецензентами, и жюри! Перед началом боя получили ЦУ по организации работы в команде на каждом этапе боя. Во время боя делались небольшие паузы для оценки происходящего, проговаривалось правильное и неправильное поведение участника, производилась корректировка деятельности. Лично я приобрела хороший опыт, который буду использовать для подготовки команды к следующему ТЮФу (нужно отметить, что с ТЮФом я познакомилась только в этом году на ноябрьском семинаре, т. е. и в самом ТЮФе наша команда участвовала впервые).
Общее впечатление.
Несмотря некоторое разочарование поначалу (которое связано лишь с моими личными ожиданиями) я очень довольна данным семинаром. Прекрасная организация, доброжелательная атмосфера сотрудничества, профессионализм Андрея Ивановича и Алексея Александровича – всё это составляющие успеха.
Большое спасибо организаторам за предоставленную возможность приобрести новые навыки, знания, за возможность общаться с коллегами – очень интересными, неординарными людьми, за возможность устанавливать новые связи с единомышленниками.
Все мероприятия, связанные с ТЮФом, порождают желание «и жить и трудиться». Обязательно приму участие в следующем семинаре, т.к. уверена, что это время будет проведено с большой пользой.

Галина Николаевна Солодовникова
Школа 93, Барабинск
В работе семинара тренеров ТЮФ участвовала второй раз. Интересна и для меня необычна форма проведения (семинар-погружение). Обилие геометрии в первый день немного напрягало, во второй день стало привычным. Нравилось работать в команде с коллегами, обсуждать задачи, находить свои способы решения, может быть не всегда правильные и, в итоге, заслушав выступления всех команд, всё-таки приходить к верному решению. Но наиболее плодотворно прошёл 3-й день, это была очень хорошая тренировка по подготовке к турниру и для детей и для преподавателей, многие вопросы по задачам стали более понятными. Огромное спасибо организаторам семинара за интересные задачи, возможность неформального общения, дружественную атмосферу.

Гульнара Кенесовна Шакирова
Евсинская школа, Искитимский район, Новосибирская обл.
Уважаемый, Андрей Иванович и всей вашей команде, говорю огромное спасибо! Благодарю Вас за ту энергию, которая исходит от Вас.
Семинар мне понравился! Несмотря на то, что я учитель математики, решила в своей школе непосредственно с учителем физики организовать команду учащихся «Юные физики», для работы с одаренными детьми, который даст старт для участия в Турнире юных физиков. Ведь учеба — это не тупое запоминание, а умение мыслить, запоминать через понимание и осмысление изученного материала и применять свои знания на практике.
Спасибо, что вырвали школьного учителя из его среды и дали возможность открытого общения с коллегами, одаренными детьми, выступающими с интересными докладами. Много новых идей. Обращает на себя внимание ваш профессионализм, вдохновение, стремление искать новые пути и желание делиться своим опытом с другими.
Спасибо за Ваш титанический труд! Дай Бог Вам и вашей команде здоровья и неугасаемой энергии и любви к своему делу! И все, что вы делаете, заряжаете и есть благое дело для наших одаренных детей. После семинара, есть энергия заряда от общения умных и талантливых людей. И по другому смотреть на мир своих учеников.
Приглашайте на ваши мероприятия, буду рада их посетить.

Оксана Ивановна Талабира
Лицей 84, Новокузнецк
Теория перспективы — это замечательно, но лично у меня «все параллельные пересеклись в одной точке» в первый же день. Ну очень много геометрии. Тем не менее, это была интересная работа в группах. Мне понравилось как вели себя ученики на семинаре, на равных с учителями, не боясь, что они чего то не знают или знают меньше. Как гласит китайская пословица «Не бой-ся того, что не знаешь, бойся того, что не учишься!».
Самое главное впечатление на этот раз – выступление с докладами учеников, рецензирование и оппонирование тренерами. Это действительно супер тренировка. Мне кажется, что целесооб-разно участие учеников в подобных семинарах.

Галина Оноприенко,
Гимназия 42, Кемерово, 10 класс
С 26 по 28 февраля на базе Технопарка Академгородка прошел семинар тренеров ТЮФ. Этот семинар не был похож на предыдущие хотя бы потому, что присутствовали мы, ученики старших классов Кемеровской области: Галя Оноприенко из Кемерово и Саша Чернявский из Новокузнецка, а ещё Степан Захаров из Лицея НГТУ. Планировалось, что капитаны команд Турнира юных физиков будут принимать участие только в третий день семинара. Но нам удалось пора-ботать и в первые два дня.
Работа в первые два дня строилась по типу погружения. Нам была предложена задача: “Художник пишет картину. Он обозначил горизонт, нарисовал рельсы, на которых он стоит, и две шпалы. Как ему нарисовать третью шпалу?” Для ее решения потребовалось разделиться на группы и работать так в течение всего погружения. В итоге было предложено множество вариантов, но в ходе дискуссии нами был выбран наиболее “правильный” способ построения неизвестной третьей шпалы. Этим способом мы стали пользоваться при решении следующей задачи: “Предположим, художник стоит сбоку от железной дороги. А шпалы расположены не параллельно горизонту. Как нарисовать третью шпалу?”
Во время работы стали появляться все новые и новые вопросы, ответы на которые могли позволить нам продвинуться в понимании решения проблемы. Но отвечать на них мы решили уже на следующий день. Подытожив первый день, мы поняли, что такой формат работы очень отличается от формата школьных уроков и является более продуктивным в понимании изучаемого материала.
Второй день начался с постановки задач, которые нам нужно было попробовать решить за час работы по группам. “Как нарисовать на картине шпалы, которые не видит художник?”, “Нарисуем на картине круг. Как описать вокруг него квадрат, вписать квадрат? Как вписать правильные треугольник и шестиугольник?”, “Существует ли некая прогрессия, по которой можно определить длину последующих шпал?”. На общей дискуссии, обсуждая первый вопрос, мы пришли к выводу, что решение можно свести к построению изображений в собирающей линзе. Все пришло к тому, что нам требовалось построить мнимое изображение шпал, находящихся сзади нас, на экране. И нам это удалось! Удивительно. Под конец погружения мы научились рисовать на картине квадраты, окружности и некоторые правильные многоугольники.
На этом первая часть семинара была окончена. Нас ждал последний, не менее насыщенный, третий день. В течение него мы хотели воспроизвести физический бой и понять, как должна строиться работа в команде. Нам, как участникам Турнира юных физиков, было предложено доложить свои решенные задачи. Для нас это стало прекрасной возможностью прорепетировать свои выступления к Всероссийскому Турниру. Итак на третий день все были в сборе: и представители команд, и их тренеры. Было решено разыграть три задачи: Судно на воздушной подушке, Кошачий ус и Поющая травинка. Весь день во время репетиции боев мы учились на своих ошибках: получали советы о том, как правильно организовывать свою речь, оформлять презентации, вести дискуссию. В итоге мы смогли определить для себя, в каком направлении нужно работать, чтобы эффективно подготовиться к Всероссийскому турниру юных физиков, который будет проходить в конце марта в Екатеринбурге.

Степан Захаров
Лицей НГТУ, 11 класс
Семинар был построен по типу погружения в область проективной геометрии, что на первый взгляд очень отдалено от физики, но в ходе проведения стало понятно, зачем была выбрана данная тема.
В первый день перед нами была поставлена задача: с помощью геометрических построений найти положение третьей шпалы на рисунке художника, который смотрит на реальную железную дорогу, где две рельсы уходят за горизонт (в бесконечность), а также даны положения первых двух шпал. В начале задача показалась легко решаемой, но в ходе дискуссий, которые достаточно оживленно проходили в каждой из трех команд, было выявлено то, что хоть задача и является чисто планиметрической, но в рамках наших знаний (на конец 11 класса) ее решить проблематично. В ходе общего собрания были представлены различные варианты решений, которые на протяжении всего семинара проверялись на корректность с точки зрения здравого смысла, и законов геометрии, действующих на данной бесконечной плоскости. К концу первого дня родилось понимание того, как можно с помощью геометрических построений все-таки однозначно определить положение третьей шпалы, что несомненно было большим продвижением. Практические навыки, полученные за это время, были использованы в ходе решения еще более интересных задач, данных нам во второй день. Мы вписывали и описывали квадрат в и вокруг окружности, которая тоже лежала в проективной плоскости, и даже вписали шестиугольник в эту окружность, что конечно было не так уж и легко. После этого началось обсуждение вопроса размещения на рисунке художника шпал, которые в реальности расположены за ним. Было вы-явлено, что их можно разместить несколькими способами, в зависимости от того, как художник будет анализировать окружающий его мир. И вот когда все погрузились в умственный анализ этих способов нанесения рельс и шпал, находящихся за спиной автора картины, о себе напомнила физика. Как оказалось, можно провести очень интересную аналогию с собирающей линзой и построением изображения в ней. Вот этот момент по моему мнению был ключевым в прове-дении семинара. Одной из главных тем, как показалось мне, была тема развития навыка нахождения аналогий с уже известными процессами при решении неизвестных задач. Ведь на этом и построены задачи, предлагаемые на Турнире Юных Физиков.
Достаточно красочным получилось завершение второго дня, когда весь теоретический багаж знаний, полученных нами в области проективной геометрии был применен на практике в определении наилучшего расстояния для наблюдения картины.
Третий день был чисто практическим. В ходе тренировочных боев каждая команда побывала в роли докладчика оппонента и рецензента. Здесь самым главным было обучение особенностям ведения боя каждым из его участников. Большое количество практических советов было высказано организаторами семинара Андреем Ивановичем Щетниковым и Алексеем Александровичем Колчиным. Хочется выразить искреннюю благодарность за образовательный семинар с глубоким и очень содержательным наполнением.

Фото