Меню
Pages Menu

Семинар тренеров «Эффективная подготовка к ТЮФ», февраль 2013

Описание семинара

Семинары программы «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков» — это активная форма обучения, адресованная школьным учителям физики, которые руководят или собираются руководить командами, участвующими в Турнире.

Второй семинар программы прошёл с 30 февраля по 2 марта 2013 года на базе «Полигона юного физика» в Академпарке Новосибирского Академгородка. В семинаре приняли участие 10 преподавателей физики из Новосибирска, Бердска, Новокузнецка, Прокопьевска. Из этого состава 5 человек уже участвовало в первом семинаре в декабре 2012 года, и ещё 5 приняли участие в семинаре в первый раз.

[raw]
[/raw]

Участники были разбиты на три команды. За два дня команда должны была проделать полный цикл исследований по двум задачам, включающий постановку и выполнение экспериментов, разработку теории и сопоставление её с результатами эксперимента. Команды могли пользоваться заготовленными «полуфабрикатами» установок, имеющимися на полигоне инструментами, приборами и датчиками PASCO, скоростной видеокамерой, выходом в Интернет. Параллельно с исследовательской работой команды готовили слайды и репетировали доклады. На третий день прошёл учебный физический бой, в котором каждый участник семинара либо поработал у доски в роли докладчика, оппонента или рецензента, либо попробовал себя в качестве члена жюри.

Список задач

1. Сила магнита. Экспериментально исследуйте, как зависит от расстояния сила, с которой стальной шарик, находящийся на оси полосового магнита, притягивается к этому магниту. Объясните результат. Решения команд.

2. Элеватор. Как давление сыпучего вещества на дно высокого цилиндрического сосуда зависит от уровня, до которого засыпано это вещество? Решения команд.

3. Глубина резкости. Экспериментально определите зависимость глубины резкости фотоаппарата от величины диафрагмы. Дайте теоретическое объяснение этой зависимости. Решения команд.

Лекции В. И. Шелеста

В первые два дня семинара с 16:00 до 18:00 прошли лекции Владимира Ивановича Шелеста. В 80-е – 90-е годы он работал учителем физики в 130-й школе, был основателем новосибирского ТЮФа, руководил межшкольной лабораторией «Одарённым детям — талантливый учитель». Сейчас Шелест живёт в Германии, занимается научными исследованиями в области биоинформатики. Его лекции были посвящены философским вопросам образования, современному состоянию школьного обучения в разных странах мира, а также тому, как можно преподавать физику на основе нестандартных задач.

Отзывы участников семинара

Солодовникова Галина Николаевна, учитель физики, школа 93, Барабинск
[gn_quote style=”1″] На таком семинаре была первый раз и ехала с некоторым страхом. Результат превзошёл все ожидания. Очень понравилась рабочая, доброжелательная атмосфера, возможность общаться с коллегами. Было интересно почувствовать себя в роли детей, выполнять задачи, решения которых рождались на ходу. Три дня пролетели незаметно. Огромное спасибо организаторам семинара и лично Андрею Ивановичу, тренеру нашей команды.[/gn_quote]

Казаков Андрей Павлович, учитель физики, Аэрокосмический лицей, Новосибирск
[gn_quote style=”1″]Структура семинара такая же, как и сам турнир. Это позволяет увидеть разные позиции (участника, ведущего, члена жюри) и побывать в разных ролях. Интересующим вопросам и «особым» местам уделялось пристальное внимание, что позволяло лучше осознать каждый элемент турнира.[/gn_quote]

Гольцер Дмитрий Фёдорович, учитель физики, школа 83, Новосибирск
[gn_quote style=”1″]Был неясен вопрос, какое оборудование имеется и что с ним можно делать, так что полтора часа ушло на освоение этой темы. Хотелось бы более оборудованного места. Что такое PASСO, так и не понял. Страшно проявить свои недостатки — физики очень строги к квалификации.[/gn_quote]

Талабира Оксана Ивановна, учитель физики, лицей 84, Новокузнецк
[gn_quote style=”1″]Общение с коллегами и единомышленниками всегда интересно. Эффект от курсов повышения квалификации или от лекций — естественно, на несколько порядков ниже. Обучение в общении — это основа. Есть у кого учиться. Но для себя чувствую некоторый повтор. То есть, пожалуй, двух семинаров мне пока достаточно.[/gn_quote]

Глущенко Елена Павловна, учитель физики, лицей 113, Новосибирск
[gn_quote style=”1″]Безусловно полезное дело. По сравнению с первым семинаром более организовано прошла работа над задачами. Но проблемой было малое число участников (у нас в группе по крайней мере). Задачи в этот раз мне показались интереснее (но это субъективно). Много полезной прикладной информации. И вообще, три дня мозг на самом деле был занят делом, а не школьной рутиной.[/gn_quote]

Кокшарова Татьяна Александровна, учитель физики, лицей 6, Бердск
[gn_quote style=”1″]То, что безусловно — это очень нужная штука для меня лично. В силу специфичности моего образования (и высшее, и аспирантура — заочно) мне не хватает именно практических, прикладных навыков.
Думаю, ещё несколько подобных семинаров — и я пойму, что такое ТЮФ, и как этим заниматься со школьниками. Пока — в основном просто интерес, но его на долго не хватает ребятам. Значит, ещё не понято — а зачем это всё нужно. Чтобы «прочувствовать» все роли — докладчика, оппонента, рецензента — мало одной попытки, так что семинары надо ещё продолжать в следующем году. Желательно перетасовывать команды, чтобы работать с разными людьми в качестве «однокомандников», а также с разными тренерами.

Думаю, надо всё-таки включать какие-то семинары типа «обмен опытом», связанные с возможностями различной измерительной аппаратуры — от простейших мультиметров до PASCO и т. п.

В целом — спасибо, что берёте на себя возрождение ТЮФа для учеников и понимаете, что для этого нужно в первую очередь подготовить (или «разбудить») хотя бы сколько-то педагогов.[/gn_quote]

Щетников Андрей Иванович, преподаватель Школы Пифагора
[gn_quote style=”1″]На семинаре команда из нескольких человек за два дня должна решить две задачи и подготовить по ним презентации. В ситуации острой нехватки времени проявляются такие особенности работы над ТЮФовской задачей, которых при более долгой работе можно и не осознавать. А тут приходится по необходимости. Самое важное — сразу же постараться увидеть задачу как нечто целое. У этого целого есть части, но они не просто свалены в кучу, а образуют единую структуру. Эти части должны присутствовать уже в минимальной версии решения, и в самой небольшой презентации на 6-8 кадров. Это эксперимент, теоретическая модель и принятые в ней допущения, сопоставление теории и эксперимента. В презентации можно сразу же сделать такие заголовки, и заполнять следующие за ними кадры, как только что-то сделано. Это задаёт и порядок исследования, и порядок будущего доклада.

По оппонированию. Задача оппонента состоит не в том, чтобы «завалить» докладчика, но в том, чтобы затеять содержательный разговор о физике дела. Оппонирование — это чрезвычайно полезное занятие. Кто научился оппонировать, тот и свою собственную работу будет делать гораздо лучше. Потому что в работе он становится сам для себя оппонентом. И рецензент выходит к доске не для того, чтобы хвалить и ругать, а для того, чтобы дать квалифицированную оценку докладу и дискуссии. Надо смотреть на физический бой как на возможность увидеть себя глазами других людей. Это очень продвигает, если ты хочешь двигаться.

А ещё очень важно, чтобы во время боя постоянно ощущался драйв. Если жюри этот драйв чувствует, то и оценки будут высокими. Ведь члены жюри собрались здесь для того, чтобы послушать интересную физику, а не чьё-то занудство и мелкие придирки.

На меня произвёл большое впечатление эксперимент Елены Глущенко по задаче «Глубина резкости». Видно, что он получился не с первого раза, что было перепробовано несколько вариантов, пока команда остановилась на том, о котором они рассказывали в докладе. Упорство и стремление к лучшему — это очень здорово! Понравился доклад нашей команды по задаче «Сила магнита», который делал Тимофей Кузьмин, и последующая дискуссия, которую затеял с ним Дмитрий Гольцер. Особенно — когда Тимофей специально попросил Дмитрия поговорить о сделанных нами допущениях, поскольку было не совсем понятно, насколько этими допущениями было правомерно пользоваться. Такая открытость очень располагает к себе и поднимает тонус происходящего.[/gn_quote]