ЛШ 2013
Автор: Алена Лопаткина, преподаватель Летней школы турнира юных физиков
С 2007го года я участвую в организации и проведении выездных школ развития «Пифагор». Это значит:
5 месяцев подготовки – идеи курсов, обсуждения, пробы, мучительное оттачивание «как это надо сделать», «что я хочу получить» и «как это вписывается в программу в целом», набор детей и море мелких и крупных оргвопросов с проживанием-режимом;
2 недели Школы – в сутки 5 часов на сон, невероятная концентрация интересных людей (взрослых и школьников), мозговой штурм и гора ответственности за все происходящее;
1-2 недели постшкольное – отсыпание, переваривание всего произошедшего, отчеты, рассказы, мысли на будущее.
ЛШ Пифагор-2012 была идеальна!
И страшно было браться за следующую на ее фоне. Это как забраться на гору и понять, что теперь-то придется спускаться. Но зимой мы увидели «новую» гору. Благодаря спонсорам мы могли рассчитывать провести первую нашу ЛШ ТЮФ (летнюю школу турнира юных физиков). Физика это вам не математика, не инглиш и не школа развития – куда озабоченные образованием детей родители с удовольствием отправляют своих чад. К тому же, еще не известная никому школа. Да еще и вступительную экспериментальную работу просят сделать. В этих условиях мы собрали 45 школьников старших классов (в основном те, кто перешли в 9-11, плюс несколько 8классников). «За забором» в Пифагоре тем временем был бум шестиклашек – около 220 детей всех возрастов (со 2го по 11 класс), но 6-7классников было аномально много (подросли детки из нашей младшей школы?).
Итак, жили мы по соседству с «Пифагором», занимались своей физикой, а внеучебные мероприятия организовывали совместно. И это было здорово.
Знакомство с преподавателями
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Девять преподавателей – преподаватели, научные сотрудники, выпускники и студенты ФФ НГУ, МФТИ, ВШЭ.
14 дней школы разбиты традиционным для нас образом – заезд (1) – учебная четырехдневка (4) – выходной со спартакиадой (1) – учебная четырехдневка (4) – ТурЛом (1) – проекты (3) – отъезд (1)
Мини-ТЮФ
На первой четырехдневке был учебный мини-турнир. Команда (4-5 школьников+1 руководитель) за три дня решала две (из трех) исследовательских задачи, третью готовилась рецензировать. Решить – это воспроизвести явление, придумать теорию, провести эксперименты, сравнить все это богатство, оформить презентацию, подготовить доклад. Три дня – это мало (даже для самого простого решения, без изощренных исследований). Можно сказать, не работали, а пахали :)
*********************************
Список задач
1. Выскочка. Теннисный шарик или другое плавучее тело, отпущенное без начальной скорости под водой, выпрыгивает из воды. Как зависит высота выпрыгивания от начальной глубины погружения и других уместных здесь параметров?
Оборудование: Теннисный шарик, линейка, обрезанная бутыль. Возможность воспользоваться скоростной видеокамерой.
2. Элеватор. Как давление сыпучего вещества на дно высокого цилиндрического сосуда зависит от уровня, до которого засыпано это вещество?
Оборудование: Установка, весы, песок.
3. Жидкий световод. Прозрачный сосуд с отверстием в нижней части боковой стенки заполните жидкостью, например водой. Направьте световой луч в струю жидкости с противоположной стороны сосуда. Исследуйте, при каких условиях вытекающая из сосуда струя жидкости будет работать как световод.
*********************************
Моей команде достались «Выскочка» и «Элеватор». С «элеватором» я сама работала зимой, да и взялись за него опытные тюфовцы – два Саши. Поэтому с этим было легко – время от времени мы обсуждали их результаты, теорию и доклад, в основном они справлялись сами. С «выскочкой» было сложнее – трудоемкие эксперименты, съемки, обработка, много вопросов с теорией. С оформлением (презенташка, работа с картинками) Никита отлично справлялся сам, хотя по структуре доклада обсуждали вместе много, но не всегда результативно.
Задача захватила. Интересно то, что выше всего шарик подпрыгивает с глубины порядка 5см. С меньшей глубины он не успевает разогнаться, а с большей, видимо, создает сложное вихревое движение воды и вместо выпрыгивания выкидывает воду.
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
С элеватором тоже интересно: засыпаешь полкило, весы показывают полкило. Засыпаешь килограмм – на весах уже лишь 800г. И так далее, как уровень засыпки превышает диаметр трубы, все больше веса содержимого приходится на стенки, а не на дно. В простейшей теории и на практике получается перевернутая экспонента, только коэффициенты немного не сходятся. Кроме того, есть интересность с «полочками» – досыпая аккуратно песочек, показания весов меняются дискретно, скачками. Есть предположение, что это связано с арочными структурами, которые образуют песчинки.
В общем, три дня на верандах, в комнатах и просто на улице ребята по двое-трое сыпали песочек, топили и всплывали шарики, по сто раз пересматривали видео, добывали и перепроверяли результаты, строили гипотезы, учились составлять и решать дифуры, а так же ставить конкретные вопросы и пытаться ответить на них, структурировать проделанную работу и оформлять ее так, чтоб слушателям было все понятно. Нелегкая это работа. Устали.
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
В этом месте устала и я – одновременно решать бытовые вопросы, проблемы с отбоем, дочины капризы, готовить Спартакиаду и камеру-обскуру для следующей четырехдневки оказалось чересчур. Спасибо всем, кто помогал (особенно Паше, который в самый критический момент сумел справиться с капризами моей дочи, да и с камерой сильно помог). И девочкам, которые подкармливали черешней и шоколадом :) Очень жаль, что из-за массы дел и этой усталости я пропускала много интересного на вечерах – на этой школе я пела и смеялась намного меньше, чем раньше. Спасалась только утренними пробежками – двадцать минут по лесу и разминка на берегу – ведро положительных эмоций :)
Выходной – Спартакиада
Пятый день – большая Спартакиада (на 300 человек). Делаю я лучше, чем руковожу, поэтому местами получилось «дурная голова ногам покоя не дает» (протоколы я сверяла и оформляла до четырех часов утра). К счастью, повезло с погодой (даже не знаю, что бы мы делали, если б лил дождь…)
До обеда на территории лагеря работали станции – «отжимания», «подтягивания», «бег 200м», «скакалка», «шишки» (кидание в корзину, проверка на меткость), «прыжок в длину» и «ориентирование». Самое интересное, конечно, ориентирование – к прошлогодней карте лагеря добавилась еще карта базы. Задача была в произвольном порядке собрать все поставленные пункты (18). У меня на это ушло чуть больше 9 минут. Отличные результаты (10-15 минут) показали полсотни участников из двухсот, некоторые бродили почти час :)
После обеда было командное состязание «Снайпер» (командный вышибала).
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Вторая четырехдневка.
На второй четырехдневке наши тюфовцы проходили лекционный курс «молодого бойца» – математику для физиков. А мы пошли на Пифагор проводить погружение для младших «Распространение света».
Сделать камеру-обскуру не так уж сложно (вы можете легко сделать это у себя дома, результат порадует вас и ваших детей).
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Намного сложней разобраться, что же там происходит. Особенно, когда у участников не развито критическое мышление. «Сейчас мне все расскажут!» – думает ребенок (а иногда и этого не ждет – показали фокус, да и ладно. Давайте еще какой-нибудь другой!). А мы вместо этого предлагаем наблюдать, задавать вопросы, пробовать на них отвечать и проверять эти ответы опытами и рассуждениями. Тяжело, да.
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Два дня мы рисовали ход лучей и боролись с пресловутым «угол падения = углу отражения», которое дети твердили как мантру (потому что так написано в учебнике! А про рассеяние они еще не читали). Смотрели на окружающий мир новым взглядом, наблюдали за изображением в камере-обскуре, меняя геометрию (размер дырки, расстояние до экрана), следили за лучом лазерной указки, направляя его на зеркало и на белый лист. Дождливая погода помешала нам поработать с солнечными зайчиками, успели только поговорить о тенях и угловом размере солнца в последний день погружения. В общем, местами было сложно, но в целом прошло хорошо. Надеюсь, у многих детей произошла сдвижка на тему «можно думать самому!».
ТурЛом. Проекты.
10ый день – ТурЛом (Ломоносовский турнир). С 10 до 13 работает десяток станций с разными олимпиадами – математика, естествознание, история, музыка, экономика, мифология, литература и еще что-то творческое… Задания я помогала готовить для естествознания, но на самом турнире принимала математику у младших (6-8), поскольку это устная олимпиада и требуется много принимающих. Как обычно, задачи я увидела за полчаса до олимпиады, поэтому сложные задачи оставила тем, кто договорился о критериях, сама же принимала только первые 4. Впервые я узнала, что такое плачущие на олимпиаде дети – примерно час из трех я работала психологом, а не математиком. Объясняла детям, что не могу засчитывать им лажу только потому, что они хотят непременно получить диплом и порадовать маму. И что это не конец света, что мама их любит и без диплома и т.д. и т.п… После третьего ребенка я уже хотела сама пойти поплакать.
В этот же день после обеда начались проекты. Проект – это то, что делается группой людей за три дня и результат представляется на заключительном концерте. Это может быть театральная или танцевальная постановка, музыкальная композиция, создание летающих фигур, съемка клипа и т.д.. Мы планировали сделать «Физический театр» – несколько зрелищных физических «фокусов» объединить в представление. По желанию ребята разделились на группы, создающие вихревую пушку, огненный торнадо, карусель Гельмгольца, большие мыльные пузыри, камеру-обскуру, и работа закипела. Пилили, резали, натягивали, поджигали, рисовали, смешивали – в общем, творили! Сценарий придумывался и писался в последний день! Репетиция – одна в течение часа перед представлением. Получилось все просто супер, ребята большие молодцы – видео http://vk.com/video-19771285_165770643?l
Карусель Гельмгольца
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Торнадо
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Вихревая пушка
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Кроме представления Юля организовала днем «физическую ярмарку» – на ней дети трогали неньютоновскую жидкость, смотрели в камеру-обскуру, пускали большие мыльные пузыри (это простое чудо я планирую дома с дочей повторить, осталось только купить дистиллированную воду).
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Последний вечер был насыщенный – запуск летающих фигур, концерт, дискотека, файер-шоу и посиделки у костра. Лично у меня большая часть этого, к сожалению, перекрылась оргвопросами (сборы и др). А утром перед отъездом еще пришлось разбираться с лагерем и писать объяснительную, почему ребенок из моего отряда (17 лет девочке!) была в душе одна, без сопровождения взрослыми (девушка-спортсменка, рано утром побегала и пошла в душ, поскользнулась и порезала руки об осколки разбитого окна, которое стояло в таком виде уже две недели. Как обычно, крайнего стали искать только когда несчастный случай произошел).
Впервые я уезжала из лагеря автобусом (т.к. с дочей), а не на велике. Автобусы организует лагерь и каждый раз это как-то так долго! Все успевают на сто раз друг с другом попрощаться и уже засыпают на чемоданах. Два часа в пути, пробки на обгэсе и Бердском, к трем часам наконец-то дома! Все. Доползла до кровати и выключилась до вечера – не реагировала ни на какие внешние раздражители. Я бы еще недельку провела в овощном режиме, но не дали в этом году домашние проблемы. Пришлось снова в руки флаг и на амбразуру. Потихоньку дописываю отчеты, перебираю воспоминания и мечтаю до начала учебного года все же по-настоящему отдохнуть :)
На усталость свою пожаловалась от души, теперь замечу – ЛШ ТЮФ прошла мощно, думаю, в следующем году будет конкурс. Если у вас есть знакомые старшеклассники, склонные к физике, смело рекомендуйте ;)
PS Просмотрела свой рассказ и поняла, что так много не рассказала! Еще были вечерние интеллектуальные игры, вечера песни, конкурс чтецов и много-много всего… Несколько фоток про это:
На лекции Кости Турицына про гранулированные среды (глядя на это фото я начинаю понимать, почему у меня спрашивают «что случилось?», когда я задумываюсь =) )
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Вечерняя ИИ «Квиз» (замечательная игра-«оценки» с вопросами типа «оцените средний возраст преподавателей на нашей школе» или «сколько клеточек на этом листочке бумаги?»), Женька помогает :)
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
После купания (вода-бодрячок!)
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Проект «Город» (младшие, 2-5 класс)
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Проект «Летающие тела»
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013
Он живой и светится! (видимо, на такого же светлячка и обменял самосвал всем известный Дениска :) )
Альбом: ЛШ ТЮФ 2013