Меню
Pages Menu
Отчёт о семинаре тренеров ТЮФ 23-25.11.2017

Отчёт о семинаре тренеров ТЮФ 23-25.11.2017

Щетников Андрей

ведущий семинара

Очередной семинар Эффективная подготовка к турниру юных физиков прошёл в Технопарке новосибирского Академгородка 23-25 ноября 2017 года. На этот семинар мы пригласили как тренеров команд, так и школьников, так что взрослые и школьники работали вместе. В семинаре участвовало 15 человек: 6 взрослых и 9 школьников. (В первый раз школьников было больше, чем взрослых.)
Семинар проводился в традиционной форме «первые два дня решаем задачи по группам, в третий день участвуем в учебном физическом бое». Посмотрев на состав участников, мы за два дня до семинара заменили две задачи из трёх, и поступили очень правильно. В результате у нас образовалось две задачи, которые можно было в каком-то смысле «дорешать до конца», и ещё одна, в которой всё оказалось гораздо сложнее, чем мы думали; в ней участники конечно же тоже продвинулись, но настоящего понимания процессов, на мой взгляд, так и не наступило. Впрочем, сама задача оказалась для семинара вполне подходящей, так как явление легко воспроизводилось и первое объяснение можно было предложить почти сразу — другое дело, что это объяснение, судя по результатам следующих экспериментов, оказалось сомнительным. Вот список задач, над которыми мы работали на семинаре:
Прозрачная пленка. Если печатный текст накрыть прозрачной полиэтиленовой пленкой, то его можно легко прочесть. При удалении пленки от текста буквы становятся нечеткими, и на некотором расстоянии текст прочесть не удается. Исследуйте это явление.
Зависимость S от T. На двух концах трубочки нанесены буквы S и T. Трубочка приводится во вращение нажатием пальца на один из концов. При этом мы видим или только букву S, или только букву T. Объясните это явление.
Лодочка. Постройте лодочку, приводимую в движение силами поверхностного натяжения. Какое наибольшее расстояние может пройти ваша лодка? Какую наибольшую скорость может она развить?
Есть ещё один момент, который я хотел бы отметить в этом отчёте. Мы предполагаем, что участники семинара собираются на него, чтобы не просто порешать задачи, но и научиться некоторым навыкам, которых у них, возможно, ещё нет. О том, что эти навыки действительно важны, организаторы семинара знают из своего многолетнего опыта. Поэтому мы иногда буквально навязываем участникам то или иное действие (это относится не к физике, мы в неё стараемся никак не вмешиваться, но к планированию работ — на задачу дано два дня, а на третий день уже бой! — и к тому, как лучше оформить доклад). И мы видим, что когда к нашим советам прислушиваются, это благотворно сказывается на общем результате.

 

Колчин Алексей

ведущий семинара
Семинар проходил в обычной форме решения исследовательских задач и подготовки выступлений команд на учебном физическом бое. По ходу дела выяснилось, что команды предпочитают решать все вместе одну из двух задач, вместо того, чтобы разделиться на группы и решать задачи параллельно. Конечно, руководителям команды так было проще, но всё-таки эффективней сначала совместно обсуждать план работы групп, намечать задачи по проведению предварительных несложных опытов и набору экспериментальных данных, а затем работать параллельно, время от времени обсуждая полученные результаты. Точно так же можно готовить доклады.
В третий день семинара проводился учебный физический бой. Членами жюри в каждом раунде боя были все участники семинара, кроме тех, кто работал у доски. Участие в жюри позволяет участникам семинара лучше понять, как происходит судейство на турнирах, на основе каких критериев выставляются оценки за выступления на физбоях. И прочувствовать на себе неизбежное различие в подходах к оцениванию разных судей. Поэтому на учебном бое значительное время было посвящено объяснению судьями оснований, исходя из которых они выставляли свои оценки.
Взгляд с точки зрения члена жюри на выступление своей команды помогает участникам боя осознать требования к работе в ролях докладчика, оппонента и рецензента, и тем самым более эффективно готовиться к турнирам. В ходе боя выяснилось, что некоторые команды набрали экспериментальный материал, достаточный для подготовки хорошего доклада на 5-6 баллов, но не смогли достаточно связно оформить этот материал в логике «Воспроизведение явления — качественное объяснение — теория — эксперимент — сравнение эксперимента с теорией». Воспроизвелась обычная ситуация в подготовке к турниру, когда участники увлечены физикой изучаемого явления и откладывают на последний момент оформление докладов. А ведь на турнире надо суметь внятно донести результаты своей работы до других команд и членов жюри! Также не все выступавшие на учебном физбое понимали, что они должны делать в ролях оппонента и рецензента. Поэтому проиграть на себе регламент боя было для всех тоже весьма полезно.

 

Бажан Денис

ОЦ «Горностай» Новосибирск, 9 класс
Во время этого семинара я научился работать в PASCO, а именно проводить анализ видео. В будущем хотелось бы лучше ознакомиться с этой программой, освоить новые функции и научиться работать с датчиками.
Задачи были интересные, в меру сложные, но в некоторых хотелось бы разобраться получше, провести больше экспериментов, и, к сожалению, все желаемые исследования за два дня провести было невозможно.
Работая над задачами, я немного больше разобрался в физике. А также, дополнительная практика в участии в физических боях всегда идет на пользу.

 

Грачёва Ольга

Лёбедёвская школа, учитель физики
Семинар 23-25 ноября прошёл в привычном режиме. Решение задач и физбой. Такие семинары дают возможность детям, которые впервые будут принимать участие в ТЮФе, увидеть, как проходит бой и попробовать себя в какой-то роли. И на самом турнире чувствовать себя увереннее. Поскольку дети не работают на семинаре во одной команде со своим тренером, то (я думаю) учатся новым приёмам работы над задачей. Так как участники боя всегда разные, то советы, как надо докладывать, оппонировать и рецензировать, всегда звучат по-новому. И каждый раз для меня есть ценные советы, с которыми я еду к команде. Спасибо организаторам за семинары. Это всегда тёплая, дружеская обстановка, где тебя поймут, помогут и научат.

 

Зеликман Максим

13 лицей Краснообск, тренер команды
Семинар прошёл, как всегда, отлично. На семинаре были не только тренеры команд, но и большое число настоящих и будущих участников турнира. Мы все, разделившись на команды, решали три исследовательских задачи. Внутри команды мы разделились по задачам. Целью каждой задачи было объяснить результаты эксперимента, провести его самим, усовершенствовать установку, достичь красоты явления, разобраться в нём, одним словом, исследовать. Нам досталась задача сделать лодку, приводимую в движение силой поверхностного натяжения, и достичь наибольшей скорости и дальности плавания такой лодки. Два первых дня прошли в увлекательных экспериментах, которые открыли нам глаза на то, чем является вода, и как при добавлении в неё мыла её поверхность может заставлять плавать кораблики из всего, что плавает, хотя и предполагалось, что для этого мы будем использовать пенополистирол, который нам выдали. В этих экспериментах мы почувствовали себя изобретателями, изобретательность позволила нам увидеть и понять, что мы делаем, и сделать лодку, от которой мы были под впечатлением всё оставшееся время (она была самая быстрая среди всех увиденных мной). И очень интересно эти эксперименты было объяснять, особенно, когда ни с какими представлениями результаты экспериментов не сходились. На третий день мы устроили тренировочный бой, в котором каждая команда по жребию рассказывала одну из задач, другую оппонировала, а по третьей давала рецензию. Лодку мы оппонировали. И это было хорошо. Докладывали другую задачу, которую сначала обсуждали всей командой и выработали основную идею вместе. В итоге общих мысли две. Первая – всё получилось! Вторая – мир гооораздо удивительнее, чем кажется. Спасибо организаторам!

 

Ким Александра

17 школа Новосибирск, тренер команды
На семинаре 23-26 ноября 2017 г. я имела удовольствие ощутить себя участником команды; в полной мере попробовать себя в подготовке оппонирования (весьма внезапной), а также рецензирования. Сами задачи были очень интересными, подбор задач мне понравился. До конца решить нам свою задачу, конечно же, не удалось, однако явление было воспроизведено в разных вариантах и получен большой экспериментальный материал. Было полезным для меня и для нас собрать из всего этого нечто цельное и выстроить логику доклада. Качественное объяснение уточнилось благодаря обсуждениям с другими участниками семинара (спасибо А.И.) и подтвердило большую ценность общения с другими людьми по сути явления.
Исследование, как обычно, затягивает так, что даже дома не терпится что-то ещё доделать. Часть экспериментов, которых не хватало для полноты картины, Денис провёл в последний вечер. Результаты вставлялись в презентацию в последние полчаса перед боем. Однако уже сложившая картина в голове, видимо, позволила всё же успешно всё дооформить. (хорошо, что начали мы наполнять презентацию ещё в первый день). Ну и, кончено, мне повезло с Денисом — он и эксперименты делал, и презентацию, и выступал с докладом очень уверенно, со знанием дела.
Паша, семиклассник, тоже участвовал — где-то в простых рассуждениях, где-то в видеоанализе, оцифровывал данные. Однако я считаю, что с семиклассниками всё же лучше работать в другом режиме: когда времени больше и можно более обстоятельно осваивать новые понятия и закономерности. Можно было бы познакомить Пашу с техникой подготовки рецензии, чтобы он потом выступил, с поддержкой команды, конечно. Но для этого надо было мне заранее выделить время — это раз, ну оно просто не пришло мне в голову — это два. Также мы совсем не успели прогнать доклады и не обсудили задачу, которую делала вторая половина нашей команды. Ещё неплохо было бы нам потратить 15 минут на разбор задачи для рецензирования про вращение цилиндра (достаточно было разобрать давно известное видео от Veritasium по этой задаче).
В общем, всё это касается моего опыта организации работы. Опыт получен, выводы сделаны. Очень рада, что мои дети, которые приехали со мной, тоже получили удовольствие от семинара, напряжённо работали и вынесли для себя много полезного. Обсуждение ТЮФ-овских задач из списка 2018 года мне тоже понравилось. Разбор боёв очень ценен, особенно для детей. И обсуждение судейства тоже. Три дня пролетело незаметно. Спасибо больше за семинар и неоценимый опыт!

 

Ким Анна

17 школа Новосибирск, 9 класс
На семинаре я получила ценный опыт в работе по ТЮФу, в области экспериментов и выступлений, а побывав в роли жюри, поняла, как происходит оценка доклада. Очень приятно было работать с людьми, которые по-настоящему заинтересованы в задачах.

 

Солодовников Михаил

83 школа Барабинск, учитель физики
Как всегда, организационные вопросы решались оперативно и качественно. Было организовано проживание иногородних участников, участники семинара обеспечены все необходимым оборудованием. Семинар прошел в традиционной форме, когда участники разбиты на команды и решают по 2 задачи. В этом году все задачи были интересными, не требующими особой подготовки. Поэтому участие школьников в командах вместе с преподавателями было вполне плодотворным. Ребята сами выдвигали гипотезы, делали презентации вместе со взрослыми. Ведущие семинара оказали большую помощь, особенно по части оценивания выступлений команд на физических боях. Спасибо также центру Зуммер в лице Е.Г. Соколовой за радушный прием в Технопарке.

 

Тарасов Даниил

Гимназия 44 Новокузнецк, 10 класс
Семинар мне понравился. Была дружелюбная атмосфера, в которой легко было работать. На семинаре я научился воспроизводить явления, необходимые для качественного решения задачи, анализировать их по замедленной съемке, находить характеристики движения объекта по видео при помощи PASCO. Я получил хороший опыт, полученный при дискуссии и ответах на вопросы, который может пригодиться мне в дальнейшем. Получил опыт в распределении ролей внутри команды для более продуктивной деятельности. А так же получил представление о ходе и правилах боев и выставления оценок жюри и о работе оппонента и рецензента. Интересно услышать идеи и мнения участников других команд насчет решения задач. Я покинул семинар с большим количеством новых знаний и навыков.

 

Тимофеев Евгений

Гимназия 44 Новокузнецк, учитель физики
Осенний семинар прошел очень плодотворно. Лично для меня он открыл новое видение физического турнирного боя. Он позволил понять специфику таких очень важных неотъемлемых процедур как оппонирование и рецензирование доклада. Учащимся он очень полезен с точки зрения обкатки турнира, так как здесь они могут попробовать себя не только в качестве участников команд, но и в качестве членов жюри. Посещение таких мероприятий является полезной как для членов команд ТЮФ, так и для их тренеров. Большое спасибо за полезное общение.