Меню
Pages Menu

Семинар «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков», апрель 2015

ведущие Колчин А.А., Щетников А.И.

Очередной семинар программы «Эффективная подготовка к турнирам юных физиков» прошёл 16–18 апреля 2015 года. Мы начали проводить эти семинары в декабре 2012 года. Некоторые участники первых семинаров за это время стали опытными тренерами, и подготовленные ими команды заняли в 2015 году призовые места на Российском ТЮФе.

Нынешний семинар был седьмым по счёту. Мы решили пригласить на него только новичков, у которых ещё не было опыта участия в наших семинарах или работы с командами. Приехало 9 человек. Территориально два участника были из Новосибирска, четверо из Новосибирской области (Бердск, Евсино, Лебёдёвка, Черепаново, и трое из других регионов (Красноярск, Набережные Челны).

При работе с новичками надо возвращаться к основам ТЮФ, объяснять саму структуру турнира, но самое главное — показывать на примере, как решаются задачи и как организуется работа с командой. Организаторам надо задать исходные смысловые контексты семинара, подобрать задачи для решения и организовать рефлексию учителями своей работы как имитации подготовки к турниру школьных команд.

Семинар прошёл по классической схеме имитации: учителя работали в командах, проживали подготовку к физическому бою и сам бой. Тем самым за три дня они проиграли весь цикл подготовки и участия школьной команды в настоящем турнире юных физиков.

Участникам семинара были предложены три задачи:

1. Пробирка. Нагруженная пробирка или бутылочка плавает в воде и совершает вертикальные колебания. Рассчитайте период колебаний и измерьте его. Объясните разницу между результатами расчёта и измерений и сделайте соответствующие оценки.

2. Сила магнита. Исследуйте, как зависит от расстояния сила, с которой стальной шарик, находящийся на оси цилиндрического магнита, притягивается к этому магниту. Объясните результат.

3. Ускоритель. Когда на жёсткую поверхность сбрасывают большой мяч с поставленным на него сверху маленьким мячом, маленький мяч отскакивает вверх значительно выше, чем если бы его бросали на ту же поверхность в одиночку. Исследуйте это явление.

Благодаря внятной постановке задач команды работали достаточно самостоятельно, особенно во второй день. Регулярная помощь требовалась в основном по вопросам теоретического объяснения полученных экспериментальных результатов. Решавшиеся командами задачи были относительно несложными, и все три команды подготовили к третьему дню хорошие презентации. Это создало ситуацию успеха, и стало понятно, что за пять месяцев подготовки вполне возможно решить 6–7 задач и к Сибирскому турниру юных физиков.

Хорошо, что командам, каждая из которых состояла из трёх человек, пришлось решить две задачи за два дня: участники достаточно остро ощущали недостаток времени, а это необходимо для полноценной имитации подготовки команды к турниру. Регулярное рефлексивное оборачивание ситуации на семинаре на ситуацию подготовки команд к турниру подогревало педагогический интерес участников семинара.

На третий день был проведён физический бой. Каждый участник семинара попробовал себя в одной из трёх ролей докладчика, оппонента, рецензента.

Все, кто не работал в текущем раунде у доски, побывали также в роли членов жюри. Это и способствует более объективному отношению к своей собственной работе: её приходится оценивать по тем же критериям, что и выступления других команд. А мы готовим новых членов жюри, которые смогут адекватно судить Сибирский ТЮФ.

В целом семинар прошёл удачно, учителя с интересом включились в работу. Мы думаем, что семинары для новичков надо повторять раз в два года, чтобы на турнире появлялись новые команды, представляющие себе, к чему надо готовиться.

Грачёва Ольга Евгеньевна
Лебедёвская школа

Я уже имела представление о том, как проходят бои, о регламенте проведения турнирных боёв. Поэтому и ехала на семинар с целью попробовать себя в качестве участника команды, участника боя: ведь в подготовке команд к ТЮФ очень важно понимать ощущение учащихся, которым предстоит готовиться к турниру, а затем участвовать в нём. Первые два дня мы занимались решением предложенных задач: проводили эксперименты, искали теоретические объяснения полученным результатам, готовили отчёты для выступлений. В третий день проходил бой. Каждый участник семинара примерил на себя одну из ролей боя. Я выступала в качестве докладчика по задаче «Сила магнита». А поскольку команда вела и оппонирование и рецензирование, то эти ощущения через себя пропустила.

Мои ожидания от семинара полностью оправдались. При подготовке детей к турниру этот опыт очень пригодится. Впечатления от семинара самые положительные. Мне очень нравится атмосфера, в которой проходят семинары тренеров, нравятся цели, которые ставятся и решаются на них. Я приобретаю неоценимый опыт работы, который распространяется и на урочную деятельность.

Чиляева Надежда Михайловна
Новосибирск, гимназия 12

Ожидания перед семинаром. Опыт участия в турнире юных физиков не имела, однако, принимали участие в ТЮЕ. Конечно, много вопросов, связанных с решением задач, глубиной изучения или погружения  в теорию. Скорее всего, больше вопросов по  технологии организации работы над задачей; особенно – оценка реальности (достоверности) моделирования, учета погрешностей. Представление задач на турнирах разного уровня имеют различия, поэтому, как потенциальным участникам, полезно узнать о требованиях, предъявляемых на турнирах Сибирского ТЮФ.

Реальность. Погружение в роль «исследующего ребенка» оказалось для меня достаточно сложным. Всегда хотелось услышать одобрения, указания дальнейшего пути в продвижении. Страх показаться некомпетентным, безусловно, присутствовал, хотя, комментарии руководителей вдохновляли на работу. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы показало, что четкий план оппонирования и рецензирования, должен отрабатываться досконально и тщательно. Много практических знаний, значимых нюансов получено  в ходе боя.

Будущее. Желание участвовать в ТЮФ! Сложно, кропотливо, последовательно. Теперь надо самой анализировать план работы для ребят, себя (руководителя команды), коллег. Семинар был очень для меня полезен. Спасибо! Благодарю наших руководителей за создание и поддержание атмосферы творческого поиска! Надеюсь на новые встречи!

 

Шакирова Гульнара Кенесовна
Евсинская школа

Данный семинар для начинающих тренеров, желающих вступить в ТЮФ, был достаточно эффективным. С точки зрения практики были продуманы все этапы включения в работу. Два дня семинара — погружение и решение поставленных задач — это была хорошая идея для включения в работу. Третий день семинара дал большой вклад и в плане ощущения и в плане развития — эффективности работы тренера с детьми (то, чему мы учимся на практике). И это здорово, что есть такое направление у нас — работа с одарёнными детьми. И есть к чему стремиться и чего мы хоти достигнуть, участвуя в ТЮФ, и что мы развиваем в наших детях. Огромное спасибо всем организаторам за предоставленную возможность участия в этом семинаре, за предоставленную возможность реализовать себя. Это великое дело для будущего наших детей. Действительно практико-ориентированные семинары должны быть, и необходимо их организовывать. Говорю огромное спасибо за плодотворную работу нашим тренерам — Колчину Алексею Александровичу и Щетникову Андрею Ивановичу.

Винокурова Светлана Борисовна
Черепаново, школа 3

В таком мероприятии я участвую в первый раз. Общие моменты организации боёв я представляла после школы-тренинга с детьми. Что я ожидала от семинара? Получить чёткое представление о подготовке (самое непонятное), ходе и правилах боёв и возможности участия нашей команды в следующем ТЮФе. В итоге, как готовиться к бою я услышала и приняла для себя опыт коллег (но пока совсем не определила, как это сделать для себя, в своей ситуации). Очень внятно и понятно увидела и, главное, поучаствовала в реальном бое. Это колоссальный опыт, и никакая теория его не заменит! Общую картину и правила я поняла. Несомненно — форма очень интересная и продуктивная, стоит применять, и я, конечно, попробую.

Огромная благодарность организаторам семинара! Погружение получилось! Помощь Андрея Ивановича и Алексея Александровича (наводящая на мысль и конструктивная критика) необходима и всегда вовремя! Спасибо! Полезно! Было интересно! Новые ощущения.

Соколова Наталья Викторовна,
Красноярск, лицей 6

Мы приехали из Красноярска для того, чтобы познакомиться с правилами и особенностями ТЮФ. Ранее о ТЮФ ничего не знали. Прочитали анонс семинара и соотнесли ТЮФ с математическими боями. Основная цель: усвоить правила игры. Не менее важная цель — определиться с необходимыми ресурсами.

Семинар практический. Спасибо за отсутствие «воды». В течение этих трёх дней мы почувствовали себя в роли участников ТЮФ, научились использовать оборудование, которое увидели впервые. За время семинара я лучше разобралась в некоторых вопросах физики и ещё раз поняла, что то «что я знаю, что ничего не знаю». В кулуарах семинара обсудили возможность вступления команды нашей школы в ТЮФ. Постарались найти плюсы для развития ребёнка с помощью игры ТЮФ.

Мне лично очень понравился сад в атриуме. И огромное спасибо за общежитие, нам было удобно. Теперь и Академгородок Новосибирска для нас не просто карта в Яндексе. Огромное спасибо руководителям семинара за практические советы и грамотные замечания.

Нерода Ксения Анатольевна
Красноярск, лицей 6

Приехав на семинар ТЮФ, я ожидала, что нас научат организовывать детей для участия в турнире. Расскажут о технике проведения и об условиях вхождения в турнир. Но было неожиданно, что мы сами оказались в роли участников. Нет ничего эффективнее, чем самостоятельно проделать исследование, подготовить доклад и успешно отыграть свою роль. Такая форма работы уникальна. Мы побывали на месте участников и в полной мере ощутили их эмоции. Их оказалось удивительное множество. А также очень здорово, что у нас останутся материалы, которые можно использовать в качестве примера при работе с детьми. На протяжении этих трёх дней мне было безумно интересно заниматься в подобном динамичном режиме, и результаты работы очень впечатлили. Это бесценный опыт для учителя физики и любого человека, занимающегося этой наукой. В планах начать подготовку школьников и стать участниками. Спасибо большое за такую чудесную возможность. Организаторы большие молодцы. Желаю просуществовать ещё много лет.

Ивлева Фирдаус Гаптразаковна
Набережные Челны, лицей 36

Поскольку программа и приглашение исчерпывающе определили содержание работы, то разногласий внутренних не возникает. После приезда хотелось большего общения, между людьми, однако рамки Турнира развели всех по разным местам, и практически места для общения не возникло.

Но сам формат участия (ты игрок, т. е. непосредственный участник той процедуры, в которую втягиваешь затем детей при подготовке к Турниру), позволили прочувствовать ситуацию. Организаторами была воссоздана вся процедура не просто игры, но и способов подготовки и работы с детьми, что важно не только для новичков, но и тех, кто уже имеет опыт работы в Турнирах, пусть и других (ТЮБ, ТЮЕ). Таким образом, я получила ответы на все практически вопросы, которые были.

Остался только один, пожалуй, главный вопрос, но он скорее риторический. ТЮФ имеет колоссальное значение для развития креативного мышления, исследовательской компетентности ребят. Школа (общеобразовательная) не дает таких возможностей в том виде, который сейчас в ней наличествует. Поэтому та работа. Которую Вы, Андрей Иванович, и Вы Алексей Александрович ведете имеет громадное значение. Важно, что эта работа ведется не только с детьми, но и с педагогами.

Здорово, что выросло уже поколение выпускников ТЮФ, понимающих значение этой работы и поддерживающих ее. Понятно, что энтузиазм, такого рода дорого стоит. Спасибо за предоставленную возможность принять в участие в замечательном со-бытии.

Кокшарова Наталья Геннадьевна
Бердск, лицей 6

Три дня семинара были совершенно непохожи, но каждый по-своему полезны. Мне, как человеку, который хотя бы имеет представление о том, что такое Турнир юных физиков, было немного легче, я хотя бы представляла, чего ожидать. Тем не менее, организаторы семинара умудрились удивить. Рассказав немного об истории создания турнира, его проведении, и о том, как в данный момент обстоят дела у команд Новосибирской области, наши уважаемые организаторы решили остановиться на теории и перейти к практике. Разбив всех присутствующих на три команды по три человека, озвучили задание: за два дня подготовить доклад по двум задачам. (Для тех, кто имеет представление о турнире, будет ясен мой ужас в этот момент.)

Итак, день первый. Что мы имеем? Три абсолютно незнакомых человека, два дня времени, две задачи. Сложности возникают с первой минуты: никто не знает, с чего начать, как распределить силы новоиспеченной команды. Сначала каждый участник начинает в гордом одиночестве размышлять, что же делать… Но постепенно приходит осознание, что работать нужно вместе, иначе результата не достичь. И этот момент я считаю самым важным в первом дне семинара: научить людей работать командой, учитывая знания и умения каждого участника, грамотно распределять между собой обязанности.

День второй. Лица вокруг уже знакомы, обстановка менее напряженная. Вечер первого дня все провели в размышлениях, что же делать дальше, поэтому уже есть какие-то мысли и идеи, работа кипит. А времени катастрофически не хватает. И вот основной задачей второго дня было организовать свое время так, чтобы к окончанию этого дня были готовы для доклада две задачи. Скажу честно, справились мы не до конца, хотя очень старались. В итоге, вечер второго дня все провели, доделывая уже дома презентации и готовясь к докладу.

День третий. Час икс. День, которого и боялись, и ждали одновременно. Последние штрихи в подготовке доклада и презентации, и, наконец, сам бой. Этот день в плане впечатлений и опыта оказался самым богатым. Почувствовать себя одновременно и в роли участника боя, и в роли члена жюри — задача одновременно интересная и сложная. Объективно оценить выступления не только участников других команд, но и своего товарища по команде — не самая простая задача. Тем более, когда свое решение задачи знаешь, и оно кажется простым и понятным, в то время как в решения других команд приходится вникать. И самый бесценный опыт — оказаться выступающим. Когда сидишь в качестве зрителя, многие вещи кажутся очевидными, а вот когда сам оказываешься у доски, крайне сложно собрать в кучку все свои умные мысли и донести их до слушателей.

Если подвести итог трех дней, то можно сказать, что за такой короткий срок получить столько полезного опыта — это очень ценно. И за это надо сказать большое спасибо Андрею Ивановичу и Алексею Александровичу, а также всем, кто поддерживает турнир юных физиков в целом и семинары тренеров в частности! Семинар оставил множество мыслей для дальнейших размышлений и работы над собой, а также огромное желание попробовать свои силы в дальнейшем на новых семинарах. Спасибо!

Бунтин Дмитрий Анатольевич
Новосибирск, школа 17

Для меня наиболее интересным опытом было участие в самом бое. Сразу становятся понятны многие особенности того, как подготовить доклад, какие вопросы задавать, как вести дискуссию и пр., и на что обращать внимание при подготовке команды. Даже просто оказаться на месте школьников и понимать, через что им предстоит пройти, дает очень многое. Подробные объяснения ведущих семинара о процессе проведения опытов и подготовки к бою, а также разбор ошибок во время боя по докладу, оппонированию и рецензированию были очень полезны.

Фото