Меню
Pages Menu

Семинар «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков», ноябрь 2014

Общая информация

В семинаре участвовало 16 человек: шесть из Новосибирска, трое из Новокузнецка и по одному из Барабинска, Бердска, Краснообска, Лебедёвки, Междуреченска, Тальменки, Татарска. Многие из учителей приехали не в первый раз, у нас уже сформировался круг постоянных участников.
Для работы семинара было собрано шесть комплектов оборудования PASCO — пять с полигонов ТЮФ и один из Бердского 6 лицея. Это уже очень серьёзно, раньше мы такой семинар просто не смогли бы провести.
У каждого участника с собой был ноутбук, и упражнения по «Живой физике» он выполнял непосредственно на своём ноутбуке. Хорошо, что был свободный доступ к Интернету. Мы смогли скачать ряд рабочих материалов, зайти на сайт GetAClass и посмотреть несколько роликов на YouTube.

Описание по дням

День первый
1) Опыт с воздушным шариком: измерение избыточного давления с помощью датчика относительного давления. Вывод результатов в цифровом виде и в виде графика давления от времени. Реально занимались не физикой, а освоением интерфейса программы: способы представления данных, настройки внешнего вида рабочего листа, масштабирование графика.
2) Планер Магнуса: видеозапись движения на скоростную камеру и её обработка. Настройка режима обработки, трассировка, проигрывание видео с разными скоростями, представление результатов в виде графиков. Использование калькулятора для вычисления полной скорости по её проекциям.
3) Живая физика: первые шаги в освоении. Настройка рабочего листа и среды. Установка шага интегрирования. Рисование простейших объектов и настройка их параметров: свойства, изображение и геометрия. Ввод данных с помощью регуляторов. Представление результатов в виде графиков.

День второй
1) Измерение отражающей способности мокрого и сухого песка с помощью датчика света высокой чувствительности. Разные режимы работы датчика. Сравнение результатов разных групп и учёт апертуры при измерениях.
2) Измерение зависимости частоты вращения электродвигателя от напряжения. Подключение фотоворот. Использование калькулятора для вывода частоты вращения. Измерение зависимости частоты от времени. Контроль частоты с помощью скоростной видеокамеры. Установка правильных параметров фотоворот. Подача напряжения в форме пилы; использование калькулятора для получения зависимости частоты вращения от напряжения. Регулировка амплитуды постоянного напряжения с помощью калькулятора.
3) Живая физика. Повторение: рисуем маятник и настраиваем его параметры. Построение фазовой диаграммы в координатах «угол — угловая частота». Добавление затухания. Взаимодействие заряженного маятника с фиксированным постоянным зарядом. Превращение постоянного заряда в зависящий от времени, использование формул. Настройка шага интегрирования.
4) Экскурсия в ЗАО «Аэрозащита». Рассказ В. Д. Данилова о тепловом насосе.
5) Консультация по задачам ТЮФ текущего сезона.

День третий
1) Сообщение М. В. Буданцева о возможностях портала GetAClass для учителя.
2) Измерение зависимости силы упругости резинового шнура от растяжения с помощью датчика силы и датчика вращения. Настройка датчиков. Как измерять перемещение с помощью блока? Повторение навыков, освоенных в предыдущие дни. Построение графика энергии деформации от перемещения: интегрирование с помощью калькулятора.
3) Обзор Интернет-ресурсов: ролики GetAClass и PASCO. Другие режимы использования датчиков. Сообщение М. Ю. Солодовникова об использовании роликов GetAClass в учебном процессе. Ознакомление с планами съёмки роликов GetAClass.
4) Написание участниками отзывов о семинаре.
5) Обмен опытом подготовки команд к выступлению на турнирах.
6) Измерение вольтамперной характеристики диода. Составление принципиальной схемы, использование датчика тока и напряжения. Работа в режиме осциллографа.

Отзывы участников

Глущенко Елена Павловна
Лицей 113, Новосибирск
Этот семинар уже четвертый, в котором я принимаю участие. Семинар был очень полезный, как и ожидалось, потому что всегда полезно учиться чему-то новому. На этот раз самым полезным было освоение работы с программой PASCO Capstone и некоторыми датчиками PASCO. Изучение такого дела самостоятельно тоже увлекает, но занимает слишком уж много времени, поэтому лучше, чтобы рядом был «более продвинутый пользователь», который мог бы подсказать.
Именно для тренеров команд ТЮФа этот семинар был полезен и тем, что стало ясно, как PASCO можно использовать для решения турнирных задач, появились какие-то новые идеи в решении.
Изучение программы Живая физика — тоже интересный этап работы, но пары-тройки часов для этого, конечно же, недостаточно. Так что первоначальные навыки в минимальном количестве появились, а дальше надо уже двигаться самостоятельно.
Спасибо организаторам семинара. Ждем следующего.
Боброва Майя Александровна
Лицей 20, Междуреченск
Новосибирск встретил нас, кемеровчан, температурой –25–30°. Каждое утро мы небольшой группой — я,  Ярик, Оксана Ивановна и Михаил Юрьевич — выходили из общежития и направлялись в технопарк пешком! Таких крутых прогулок не было у меня давно. Организм не мог понять, зачем все эти испытания, и холод, и большие расстояния? Но цель была одна — пообщаться с замечательными, талантливыми и самоотверженными педагогами, набраться опыта, зарядиться позитивом и начать решать задачи ТЮФ с еще большим энтузиазмом!!!
PASCO. Это отдельная тема. Теперь, глядя на 850 Universal Interface, я понимаю, чего нам очень не хватает и какие возможности откроются перед нами, когда у нас будет это оборудование. Теперь хочется приехать домой и потренироваться, хотя бы на пробной версии, кинуть видео по Магнусу и обработать его в этой программке.
Живая физика. Жаль, что у обычного учителя не так уж много времени, чтобы посвятить его работе в Живой физике, зато теперь, благодаря этому семинару, у меня есть навыки работы в ней — пора ехать и работать над задачами ТЮФ.
Спасибо Академгородку, технопарку и, конечно, Андрею Ивановичу, Алексею Александровичу и Елене Геннадьевне за гостеприимство и радушие. Жду с нетерпением новых семинаров.

Потатуркин Игорь Олегович
ОЦ «Горностай», Новосибирск
Семинар чрезвычайно полезен для меня. Придя на семинар с практически нулевыми знания-ми о станции и датчиках PASCO, я получил практические знания, достаточные для безбоязнен-ной и осмысленной работы с этим оборудованием. Преодолен порог страха перед незнакомым и кажущимся весьма сложным прибором, что весьма мне поможет как для подготовки к ТЮФ, так и для работы в школе в более широком смысле.
На семинаре были наглядно продемонстрированы и лично мной апробированы простые и в то же время эффективные подходы к постановке эксперимента.
Впервые столкнувшись на семинаре с программой Живая физика, теперь я готов осмысленно и с интересом для себя работать с ней.
Выражаю большую признательность организаторам и ведущим семинара. Очень надеюсь на продолжение.

Грачёва Ольга Евгеньевна
Лебедёвская СОШ
Я принимаю участие в таком семинаре в первый раз. Пока не являюсь тренером команды участников ТЮФ, но возникло желание дать детям такую возможность. Чтобы готовить детей (быть тренером), надо самой иметь представление о том, как проходит ТЮФ, что необходимо для решения задач. Именно с этой целью послала заявку и очень благодарна организаторам, что мне такую возможность предоставили. По окончании семинара: во-первых, пришло понимание к чему нужно готовить детей и как; во-вторых, неоценимый опыт по работе с PASCO. Надеюсь это поможет в работе с Архимедом, второй год никак не могу начать работу с ним (нужно было время и компания, чтобы разобраться). Теперь уверена: проведу ряд экспериментов с теми датчиками, что есть в наличии. Уже есть планы по работе к НПК школьников. Было очень интерес-но и полезно моделировать эксперименты в программе Живая физика. Узнала нужные для работы интернет-ресурсы. Успела посмотреть несколько роликов, колоссальная работа, материал подаётся доступно и интересно. Буду способствовать продвижению в сообщество учителей Искитимского района. Спасибо большое.

Пятаева Ирина Николаевна
ИЛ НГТУ, Новосибирск
На семинары стараюсь приезжать на каждую сессию. Именно потому, что каждый раз нахожу для себя много нового и интересного. Во-первых, коллектив творческих, ищущих учителей, желающих развиваться постоянно. Во-вторых, собственно новые технологии. Даже имея опыт работы с PASCO ранее, выяснила для себя новые возможности этого оборудования, о которых даже и не догадывалась. И наконец, самое главное, зарядка энергией, оптимизмом и профессионализмом от фанатов своего дела Щетникова А. И. и Колчина А. А. Спасибо!

Князев Дмитрий Алексеевич
Тальменская СОШ
Впечатление от семинара положительное. Для меня он важен и полезен по следующим при-чинам (последовательность изложения не зависит от их важности). Узнал и частично освоил новые приемы работы с оборудованием и компьютерными программами (Живая физика). Узнал новое о возможностях проекта GetАСlass. Радует, что проводимые занятия качественно влияют на мою урочную и внеурочную работу с детьми (всегда возникают новые идеи для учащихся). Важно, что семинары проводятся в системе, не оторвано друг от друга, и имеют план на ближайшее время. Очень хорошо, что параллельно с преподавателями, подобные мероприятия проводятся с учащимися, которые только начинают изучать физику. Нравится манера проведения семинара, направленная на самостоятельную работу каждого участника семинара. Отрицательных эмоций нет.

Буданцев Максим Владимирович
Православная гимназия, Новосибирск
Я познакомился с ТЮФ относительно недавно, пару лет назад. До этого у меня был опыт подготовки школьников к физическим олимпиадам различного уровня. А что касается ТЮФ… Сначала мне казалось, что это неправильно — давать исследовательские задачи школьникам. Задачи некорректные, практически всегда выходящие за рамки школьной программы. Однако уже во время подготовки к первому Турниру мое мнение кардинально изменилось. Сейчас я четко понимаю, что именно эта деятельность позволяет школьнику понять, что такое настоящие исследования. И это полезно любому, даже если он не станет исследователем, ученым.
Семинар оказался полезным для меня, для дальнейшей подготовки команды к Турниру. Организаторы щедро делились своим опытом использования оборудования фирмы PASCO при проведении исследовательских работ в школе. Нас обучили азам работы в программе Живая физика, позволяющей проводить моделирование различных физических явлений. Кроме того, в ходе семинара обсуждались задачи ТЮФ.

Кокшарова Татьяна Александровна
Лицей 6, Бердск
На семинары тренеров ТЮФ приезжаю не первый раз, но каждый семинар становится для меня своеобразным импульсом для дальнейшего развития, важным как для команды, так и для себя самой.
Первый (очень надеюсь, что не последний) семинар текущего учебного года оказался супер-актуальным из-за возможности поближе и поосновательней поразбираться с оборудованием PASCO, возможности которого существенно превосходят другие аналоги. Мне особенно нравится, что детально, с чувством, толком и расстановкой Андрей Иванович разъясняет, что и как надо делать, обращая внимание на возможные ошибки, проблемы с настройкой и т.д. Возможность проведения реальных экспериментов позволяет тут же закрепить приобретённые навыки. И очень хорошо, что опыты ориентированы на задачи текущего сезона ТЮФ, это позволит ещё хоть чуть-чуть продвинуться в решении задач. Новый формат семинара мне также показался наиболее подходящим для данного момента, так как алгоритм командной работы над задачами большинство тренеров уже освоили за счёт предыдущих семинаров и работы над задачами ТЮФ со своими командами.
Ещё один значимый для меня элемент семинара – возможность пошагового освоения перво-начальных навыков работы с программой Живая физика. Вроде бы знаем об этой программе как инструменте моделирования физических явлений и объектов давно, но самим садиться и разбираться с нуля никак не получается из-за бешеного цейтнота. Сейчас после этого погружения я почувствовала, что уже хотя бы представляю, что можно пытаться делать в этой программе. Спасибо!
Небольшая экскурсия «по просторам интернета» тоже не бесполезна для меня. Например, проект GetAClass уже вроде бы знаком, но вот о системном использовании его в образователь-ном процессе я задумалась только сейчас, когда меня потыкали носом в его возможности. К тому же авторам проекта (а значит и нам, пользователям) будет полезным дополнительное расширение аудитории, к которой я непременно постараюсь подключить своих учеников.
СПАСИБО! И ждём семинаров в феврале и апреле 2015 года!

Прокопова Лилия Николаевна
Гимназия 7, Новосибирск
Я в восторге от данного мероприятия, так много и полезно пока ещё не на одном семинаре не бывала. Полезное в том, что познакомилась с новым оборудованием, научилась работать с ним, с новой стороны посмотрела на программу Живая физика (сколько оказывается там возможностей, и то, что мы увидели на семинаре — это самая малость…), узнала методику подготовки учеников поэтапно к турниру (теперь я знаю с какой стороны начинать). Сам семинар проводился в очень удобной форме, не было и момента подумать об усталости, время пролетало не-заметно. Спасибо огромное за предоставленные возможности побывать здесь и познакомится со всеми участниками!!!!

Талабира Оксана Ивановна
Лицей 84, Новокузнецк
Семинар принципиально отличается от предыдущих. Более практическая направленность. Для меня — опыт работы с датчиками PASCO. Оказывается, обработку информации от скоростной видеокамеры можно проводить и без наличия всего комплекса! Очень впечатлило построение траектории и определение скорости движения планера Магнуса. Три года назад вручную обрабатывали фотографии покадровой съемки прыгающего обруча, чтобы определить период его колебаний и построить траекторию движения центра масс. Это заняло примерно неделю у трех учеников! Супер-экономия времени.
Работа в среде «Живая физика» натолкнула на идею создания лабораторных работ по электростатике – исследование электрического поля заряженной пластины или системы заряженных шаров. Это не говоря об опытах и моделях которые можно сделать по механике. Вибрирующая платформа, планер Магнуса, маятники, судно на воздушной подушке. До семинара попытки рассмотреть «Живую физику» были, но получается что далеко не в полном объеме.
Спасибо за организацию семинара. Это еще и возможность пообщаться с коллегами, «больными» ТЮФом.

Доманский Ярослав
Лицей 84, Новокузнецк
На семинаре я смог не только получить много полезной информации по проведению исследований, но и провести сами эти исследования. Хоть я и не тренер, а участник команды, форма семинара и подача материала позволили мне получать знания и опыт наравне со всеми. Я благодарен организаторам за возможность работать на оборудовании, которого у нас в городе пока нет, а также за все полезные навыки работы в средах Живая физика и PASCO Сapstone.
Сам ТЮФ я считаю лучшим способом получения и применением всех теоретических знаний по физике на школьном этапе. Как участник, могу сказать, что Турнир не только дает сильный стимул к дальнейшим исследованиям, но и позволяет знакомиться с интереснейшими людьми.
После семинара появились внутренние ресурсы к тому, чтобы способствовать расширению СибТЮФ. Я постараюсь стать активным участником турнирного сообщества, приглашать на турнир своих знакомых, и общаться с настоящими участниками.

Джабарова Татьяна Васильевна
Лицей, Татарск
Впервые участвовала в семинаре тренеров Сибирского ТЮФа. Хочется отметить хороший уровень организации семинара, прекрасное оборудование, лаборатории, теплые отношения и особый дух сотрудничества, когда нас готовят не только к конкурсу, но и открывают точки профессионального и личного роста. В рутине ежедневных проблем — окно свежего ветра, понимаешь, что идешь в нужном направлении.
Оборудование очень привлекает кучей возможностей. Хотелось бы получить такой комплект PASCO, для того, чтобы дать детям пойти дальше нас, понять, что наука — это здорово, приятно, престижно и т.д. и т.п., стать успешными, развивать науку и совершенствовать себя в ней.
Кроме того, наглядная демонстрация возможностей через сети делает наших детей ближе к цивилизации и людям, развивающим науку, а также позволяет повысить качество преподавания предмета, мотивацию обучающихся. При отсутствии оборудования – это шанс.
В каждой школе всего один или два физика, и люди, не вникающие в специфику предмета (а она на нас ясно запечатлена), считают таковых «фанатами» и «несколько не в себе». А здесь у нас есть возможность понять, что ты не один, ощутить себя нужным и членом КОМАНДЫ, через которого идет посыл к нашим детям, а мы все имеем возможность заглянуть в завтра.
Считаю, что такие семинары нужны, важны, актуальны. Буду стараться передать полученный опыт и применить его на практике. Участие в таких мероприятиях делает нас оптимистичнее и моложе. Куча положительных эмоций. Спасибо!

Солодовников Михаил Юрьевич
Школа 93, Барабинск
Организаторы семинара заблаговременно информировали возможных участников семинара через почтовую рассылку и информационное сообщение на сайте Сибирского ТЮФ. Иногородние тренеры получили возможность проживания в общежитии НГУ. В результате география участников семинара расширилась.
Программа семинара была выполнена полностью. Все участники имели возможность работать на оборудовании, предоставленном ООО «Фарадей». Все организационные вопросы решались своевременно и по сути. Спасибо Елене Геннадьевне Соколовой.
А. И. Щетников и А. А. Колчин показали высокий профессиональный уровень при проведении семинара. Была организована групповая работа при освоении цифровой лаборатории PASCO и УМК Живая физика. Работа групп была спланирована таким образом, чтобы участники получили возможность обдуманно провести мини-эксперименты и последовательно обработать их результаты. Среди «изюминок» данного семинара хотелось бы выделить следующие:
• были показаны основные приемы по тонкой настройке PASCO Capstone: параметры проведения эксперимента, построение графиков, использование калькулятора;
• участники освоили средства визуализации в PASCO Capstone, взяв в качестве примера задачу ТЮФ-2015 «Планер Магнуса»;
• все группы поработали с генератором сигналов разной формы станции 850;
• были отработаны умения моделировать достаточно сложные явления в программе Живая физика.
Ведущие семинара создали благоприятную рабочую атмосферу сотрудничества, постоянно мотивируя и подбадривая участников на достижение цели. Обстановка семинара была абсолют-но неформальной, но от этого не менее продуктивной.
Всему коллективу ООО «Фарадей» хочется пожелать успехов в деле развития одаренности детей и проведения дальнейших семинаров для учителей. Замечательный семинар. Очень полезный для тренеров ТЮФ!

Зеликман Максим Валентинович
Лицей 13, Краснообск
Семинар тренеров ТЮФ проходил три дня с 27 по 29 ноября с 10 до 17 часов. За это время мы успели разобраться в использовании измерительной станции PASCO и попрактиковаться в исследовании различных явлений, с использованием различного оборудования и приборов из комплекта станции. Поставленные перед нами задачи сильно продвинули нас в решении задач ТЮФ. Мы разобрались с тонкостями использования интерфейса PASCO Capstone, что в дальнейшем позволит нам проводить измерения и исследовательскую деятельность с существенно большей производительностью. Кроме этого мы изучили, как пользоваться программой Живая физика, сделав с ее помощью несколько физических моделей для решения задач, в том числе и по ТЮФ этого года.
В целом, в результате изучения и проведения измерений я обнаружил множество интересных особенностей изучаемых явлений, во многом расширил картину своего понимания, приобрел большое количество навыков, необходимых мне для исследований в ближайшем будущем. Я готов передать эти навыки, а также появившиеся к настоящему времени наработки, своим коллегам и членам команды ТЮФ.
Помимо изучения и работы на оборудовании и с пакетами программ, на семинаре тренеров обсуждались проблемы в проведении опытов по задачам ТЮФ, что существенно поспособствовало развитию планов по их проведению.

Небожак Татьяна Владимировна
Лицей 113, Новосибирск
Семинар тренеров ТЮФ всегда представляет большие возможности для повышения квалификации учителя физики. Было интересно поработать в программе Живая физика, мы обсудили возможности применения на уроках в школе возможностей сайта GetAClass. На этом семинаре нам удалось опробовать в работе несколько датчиков PASCO, провести измерения силы, давления, установить связи между угловой скоростью вращения двигателя и напряжением, определить различия в отражении света от сухой и мокрой поверхностей. Данные эксперименты позволят нам значительно продвинуться в решении задач нынешнего ТЮФа.
Но главное даже не в этом. На этом семинаре собрались вместе педагоги, занимающиеся экспериментальной физикой со школьниками, можно сказать, энтузиасты физики. И именно здесь, в окружении таких же как и ты, начинаешь осознавать, что идёшь по правильному пути, идёшь не в одиночестве: тебе помогают, с тобой идут рядом!
Спасибо организаторам семинара и коллегам-тренерам ТЮФ!!!

Общие выводы
Освоение новых инструментов позволяет сильно экономить время и получать более качественные и интересные результаты при подготовке команд к турнирам. Но осваивать инструменты поодиночке и внутри рабочего процесса в школе у учителей как раз и нет времени. Надо собирать их вместе и буквально взяв их за руку проделать ряд упражнений и лабораторных работ. Ведущий должен водить мышкой по экрану не сам, но так, чтобы экран был подключён к ноутбуку одного из участников: это задаёт правильный темп действий. Преодолев первоначальную инерцию и непонимание, запомнив базовые действия, остальное они уже смогут сделать сами.
И по отношению к проекту GetAClass нужно внедрять аналогичный подход! Надо, чтобы учителя ещё до семинара регистрировались на сайте, приезжали со своими ноутбуками и под руководством тренеров выполняли ключевые действия по освоению сайта.
На материале задач ТЮФ текущего сезона работать хорошо. Во-первых, это повышает заинтересованность в освоении рабочих средств, во-вторых, команды успешнее продвинутся в решении задач. Мы не решаем задачи за команды, но показываем тренерам, как можно справиться с некоторыми существенными трудностями.
Учителя отмечают, что семинары важны не только в плане их индивидуальной подготовки, но и для создания и поддержания сообщества. Мы поддерживаем дух экспериментальной физики, которой в современной школьной программе осталось совсем немного. А среди учителей есть такие, для которых физика не сводится к запоминанию формул, решению задач и сдаче ЕГЭ. И наши семинары являются центром формирования такого сообщества, которое было в Новосибирске в 90-е годы, но с отъездом В. И. Шелеста почти прекратило своё существование.
Фактически, в наш круг сейчас входят либо учителя ведущих лицеев и гимназий из крупных городов, либо учителя из райцентров и сельских школ. На математических первенствах эта ситуация сложилась уже 10 лет назад. В больших городах активные учителя либо переходят в лучшие школы, либо вообще уходят из системы образования. Понятно, что в районах ситуация устроена иначе. Быть может, сегодня на селе больше потенциально активных людей, и с помощью Интернета удастся включить их в нашу деятельность.

Фото

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Скопируйте этот пароль *

* Вставьте пароль в это поле *