Меню
Pages Menu

Семинар тренеров «Эффективная подготовка к ТЮФ», декабрь 2012

Описание семинара

Семинары программы «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков» представляют собой активную форму обучения, предназначенную для преподавателей физики, которые уже руководят или собираются руководить командами, участвующими в Турнире.

Первый семинар этой программы прошёл с 6 по 8 декабря на базе «Полигона юного физика» в Академпарке Новосибирского Академгородка. В семинаре приняли участие 13 преподавателей физики из Новосибирска, Бердска,  Карасука, Татарска, Новокузнецка, Прокопьевска, Кемерово.

[raw]

[/raw]

Участники были разбиты на три команды. С каждой командой работал сопровождающий её ведущий. Ведущими семинара были Юрий Башкатов (ИГ СО РАН), Алексей Колчин (Школа Пифагора), Андрей Щетников (Школа Пифагора).

На старте семинара перед каждой командой были поставлены две исследовательские задачи. Для работы были заранее приготовлены «полуфабрикаты» установок. За два дня команда должны была проделать полный цикл исследований, включающий постановку и выполнение экспериментов, обработку результатов, разработку теории и сопоставление её с результатами эксперимента. Каждая команда работала в отдельной комнате с двумя лабораторными столами; команды могли пользоваться имеющимися на полигоне инструментами, приборами и датчиками PASCO, скоростной видеокамерой, выходом в Интернет.

Параллельно с исследовательской работой команды готовили слайды и репетировали доклады. На третий день прошёл учебный физический бой, в котором каждый участник семинара либо поработал у доски в роли докладчика, оппонента или рецензента, либо попробовал себя в качестве члена жюри.

Список задач

1. Струйка. Из сосуда через вертикальную трубку вытекает струйка вязкой жидкости. Как диаметр струйки зависит от расстояния до трубки? Проведите эксперимент и объясните результаты своих наблюдений. Решения команд.

2. Линза. Точечный источник света помещён в фокусе собирающей линзы. Каково распределение интенсивности света по диаметру полученного таким образом светового пучка? Предложите способ создания светового пучка с равномерным распределением интенсивности. Решения команд.

3. Пробирка. Нагруженная пробирка или бутылочка плавает в воде и совершает вертикальные колебания. Рассчитайте период колебаний и измерьте его. Объясните разницу между двумя результатами и сделайте соответствующие оценки. Решения команд.

Отзывы участников семинара

Глущенко Елена Павловна, учитель физики, лицей 113, Новосибирск
[gn_quote style=”1″]Безусловно полезное мероприятие. Очень полезно порешать исследовательские задачи самостоятельно, вспомнить свое не только педагогическое, но и в большей степени физическое образование, которое уже почти напрочь забыто за N лет работы в системе общего образования. Совершенно бесценный опыт был приобретен за дни работы с Ю. Л. Башкатовым!

Что-то говорить о совершенствовании системы судейства, на мой взгляд, бесполезно. Попытки формализации не приведут ни к каким коренным переменам. Пока судить будут живые люди — всё так и будет оставаться очень субъективным.

Если в феврале состоится следующий семинар — приму участие с удовольствием! Огромное спасибо организаторам этого семинара![/gn_quote]

Ишикаев Салават Мансурович, тренер команды, лицей 130, Академгородок
[gn_quote style=”1″]На мой взгляд, главная цель была достигнута, мы не только узнали, но и прочувствовали, как проходит сам турнир, что наиболее важно и что менее существенно в боях. Для меня, имеющего вполне достаточный опыт участия в научных конференциях и прочих делах, важно было понять, насколько вся процедура похожа на большую науку и чем отличается. Рабочая и конструктивная атмосфера в командах — тоже заслуга организаторов, хотя от самих участников последнее зависело, наверное, все же в большей степени.

Предложения на будущее. Хотелось бы, чтобы задачи к турниру допускали возможность плодотворного использования оборудования PASCO (чтобы участники имели возможность ознакомиться с работой датчиков и обработкой результатов с них), но в то же время были более независимы от этого самого оборудования (на случай, если оборудование вдруг откажет). Задача на колебания поплавка была на мой взгляд очень удачной, потому что из измерительного оборудования достаточно было простого секундомера и штангенциркуля, но в то же время запись временной зависимости положения поплавка может дать существенную дополнительную информацию и возможность исследовать и обсудить какие-то новые нюансы, в то же время сама такая запись не требует длительного времени ни на подготовку оборудования, ни на сам эксперимент.

В этом смысле эксперимент с линзой мне кажется не очень удачным, так как требует серьезного времени на подготовку оборудования, и вряд ли может быть эффективно проведен без участия человека, очень хорошо знакомого с его работой (в данном случае — как можно организовать и записывать линейное перемещение датчика). И я не представляю, как можно было бы провести этот эксперимент без применения датчика света.

Эксперимент со струёй был крайне интересен (я даже пожалел, что мои коллеги выбрали его, а мне оставили поплавок), но при столь малом времени, отведенном на эксперимент, стоило бы, наверное, устроить введение в особенности физики явления. В данном случае — объяснить, что такое вязкоупругая жидкость, и в чем состоит главное её отличие от просто вязкой жидкости. Тогда это помогло бы сделать поиски теоретического обоснования более плодотворными, а сама презентация и её обсуждение могли бы быть куда более содержательными, чем они получились.[/gn_quote]

Куриленко Элла Александровна, учитель физики, лицей 176, Новосибирск
[gn_quote style=”1″]Очень, очень эффективный семинар.

Опыт № 1. Работать всей командой над одной задачей, пока не решим. Распределять за-дания по силам во время решения, обсуждать всем вместе. В тот же день оформлять все материалы. Одним словом, нужно, чтобы вся команда «наваливалась». Это сплачивает, это эффективно, возникает чувство локтя (ты не сам по себе).

Опыт № 2. Иметь своё рабочее место, инструменты, хранилища (хороши ваши икеевские коробки) для установок. Все делать красиво, добротно, не кое-как.

Опыт № 3. Участники семинара были доброжелательны, интеллигентны, обучали, помогали.

Опыт № 4. Каждый сам на себе примерил роли докладчика, оппонента, рецензента (лучше на своей шкуре, чем сто раз слушать). Необходимо заранее готовить вопросы для оппонирования.

Опыт № 5. Я увидела разные уровни решения задач, «кухню всей технологии», столько интересных людей, щедрость, энергетику, азарт, уровень эксперимента и презентации.[/gn_quote]

Лопаткина Алёна Александровна, тренер команды, гимназия 6, Академгородок

[gn_quote style=”1″]Польза от участия в семинаре.

Во-первых, прочувствовать на себе необходимость выполнять простые правила (делаешь опыт — веди аккуратно лабораторный журнал. Остановись, подумай, что именно ты сейчас делаешь и зачем. Презентацию хотя бы раз проговори вслух — отрепетируй. И т. д.) Про эти основы все слышали и даже повторяют их друг другу, но это примерно как говорить ребенку «не трогай, горячее, обожжёшься» — всё равно тронет. А вот когда тронет — поймёт.

Во-вторых, ещё раз увидела (опять же, увидела сама, а не просто услышала от других — это важно!), что любую задачу можно продолжать и продолжать, вширь и вглубь. Важно хорошо сделать сначала самый простой кусок, а уже потом переходить к изощрениям.

В-третьих, интересно было видеть, как работают другие. Так сказать, поделились опытом. Особенно впечатлило, как быстро, качественно и разумно делает всё Салават Мансурович.

Опыт судейства (с обсуждением, почему именно так) тоже важен.

Жаль, что я сильно утомлялась каждый день (из-за простуды и мотания на автобусе), хотелось бы успеть сделать больше :)[/gn_quote]

Талабира Оксана Ивановна, учитель физики, лицей 84, Новокузнецк
[gn_quote style=”1″]Если сам становишься участником команды, то «изнутри» принцип планирования и организации работы группы виднее. Когда сам решаешь задачу, последовательность этапов выполнения эксперимента выстраивается легче.

Для меня всегда было загадкой, как представить результаты исследования на турнире. На физбое осенней школы этот момент так и остался непонятным (надо было показать бой на три раунда по трём задачам; может быть стоило сделать команды из преподавателей, а не из студенток). Теперь есть представление об оформлении доклада, а также о том, что делают оппонент и рецензент и как это оценивается.

Спасибо за возможность поработать на вашем оборудовании и пообщаться с коллегами.[/gn_quote]

Уваров Михаил Николаевич, учитель физики, Православная гимназия, Академгородок
[gn_quote style=”1″]Во-первых, огромная благодарность за занятия, погружающие в жизнь школьника-исследователя. Это очень хорошая идея — научиться самим тому, что, как и каким образом нужно требовать от учеников.

Во-вторых, огромная благодарность за общение с высококлассными школьными учителями.

В-третьих, огромная благодарность за возможность поучаствовать в ТЮФе в каждой из ролей!

В-четвёртых, огромная благодарность за переданный опыт постановки экспериментов (включая конструирование экспериментальных установок), их проведения, интерпретации, представления, оппонирования, рецензирования и оценивания.

В-пятых, огромная благодарность за добрую, тёплую дружелюбную атмосферу.[/gn_quote]