Меню
Pages Menu

Советы участникам

Турнир и польза от участия в нём

[gn_spoiler title=”Что такое турнир юных физиков?” open=”0″ style=”1″]Турнир юных физиков (ТЮФ) — это командное состязание школьников старших классов, соревнующихся в умении решать сложные исследовательские задачи, убедительно представлять полученные решения и отстаивать их в научной дискуссии.

Задачи ТЮФ носят открытый исследовательский характер. Работа над задачей включает в себя ознакомление с дополнительной литературой, выполнение экспериментов, компьютерное моделирование. Задачи сообщаются командам заранее, за несколько месяцев до турнира. Как правило, списки задач разных турниров юных физиков, проводимых в текущем учебном году, составляются на основе списка из 17 задач Международного турнира юных физиков (IYPT), публикуемого на сайте http://www.iypt.org в августе, за год до проведения очередного турнира.[/gn_spoiler]

[gn_spoiler title=”Польза от участия в турнире” open=”0″ style=”1″]Командная работа. Подготовка к турниру и участие в нём предполагают высокий уровень командной работы. Готовность к сотрудничеству, умение планировать и организовывать работу являются самыми востребованными человеческими качествами в современном мире.

Знание. Работа над задачами турнира позволяет приобрести некоторые познания в области физики, математики и других дисциплин. При этом участники турнира не только приобретают новые знания, но ещё и учатся тому, как эти знания можно применять.

Исследование. Участники турнира ведут своё собственное научное исследование, отвечая в конечном счёте на те вопросы, которые они сами смогли перед собой поставить.

Инженерия. Чтобы осуществить эксперимент, надо спроектировать и построить экспериментальную установку. Участники турнира осваивают основы инженерной деятельности, учатся пользоваться столярными, слесарными и другими инструментами.

Риторика. Решения задач должны быть представлены ясным, кратким и выразительным образом, сопровождаться внятно оформленной компьютерной презентацией. Участникам боя приходится вести содержательную дискуссию, быстро и точно задавать вопросы и отвечать на них. Участие в турнире предоставляет хорошую возможность для приобретения такого рода навыков.[/gn_spoiler]


[gn_spacer size=”10″]

Задачи турнира

[gn_spoiler title=”Как устроены задачи турнира?” open=”0″ style=”1″]Школьные задачи по физике устроены так, что при их решении не нужно делать никаких опытов, а нужно лишь правильно применять теорию: условия задачи и физические законы представлены здесь в геометрических чертежах и алгебраических формулах, так что мы имеем дело с математическим описанием природы, а не с самой природой. Конечно, есть ещё и лабораторные работы, где вы что-то изучаете, используете приборы и обрабатываете ре-зультаты, но и здесь обычно нужно не получить какие-то новые знания, но лишь воспроизвести уже известный результат.

Задачи турнира юных физиков устроены совсем иначе. В условии такой задачи описывается некоторое физическое явление, которое предлагается воспроизвести, объяснить и изучить. Задачи турнира являются открытыми — зачастую их полное решение неизвестно никому, даже их авторам. Многие задачи имеют длинную историю, и по их теме имеется уже не одна публикация в серьёзных научных журналах. Предполагается, что участники турнира будут сами придумывать и проводить свои эксперименты, работать с приборами, разбираться с теорией, знакомиться с научной литературой, осваивать подходящую математику, заниматься компьютерным моделированием, готовить доклады, оформлять презентации — словом, заниматься всем тем, чем в своей работе занимаются настоящие физики. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Физика — это искусство задавать вопросы” open=”0″ style=”1″]Вы читаете условие турнирной задачи. Обычно в нём кратко описывается некоторое явление, которое вам предстоит исследовать. Возможно, в задаче описано даже не само явление, а лишь те условия, при которых оно наблюдается. В любом случае, вам надо начать с воспроизведения этого явления и наблюдений за ним. Однако воспроизведение явления — это ещё не физический эксперимент. Можно сказать, что, наблюдая явление, мы начинаем по настоящему представлять себе условие задачи: вот перед нашими глазами то, о чём нас спрашивают. Но ведь нас пока что ни о чём не спрашивали. Нас лишь попросили объяснить явление. А откуда мы знаем, что именно нам надо объяснять? Как понять, в чём состоит вопрос задачи, если этот вопрос не задан явно? Дело обстоит таким образом, что до вопроса мы доберёмся лишь тогда, когда зададим его себе сами.

Один из путей, приводящих к хорошим вопросам, состоит в том, чтобы помещать наблюдаемые предметы в такие различные условия, когда они и вести себя будут различно. Если мы увидели такое различие, мы можем спрашивать себя, чем оно обусловлено, что именно служит его причиной. Выявляя эту причину, вы будете предлагать разные объяснения. Как узнать, является ли предложенное объяснение правильным? Для проверки правильности объяснений физики давно уже придумали простой и надёжный критерий: наше объяснение является по-настоящему хорошим, если оно позволяет нам предсказывать такие явления, которых мы раньше не замечали. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Знать границу между знаемым и незнаемым” open=”0″ style=”1″]Конфуций две с половиной тысячи лет назад наставлял своих учеников так: «То, что знаешь, считай, что знаешь; что не знаешь, считай, что не знаешь — это и есть знание». Иметь какое-то знание, не зная, где проходит граница между этим знанием и незнанием, почти бесполезно: ведь тот, кто не знает этой границы, будет постоянно принимать незнаемое за знаемое, а знаемое за незнаемое, и тем самым — ошибаться.

Чтобы установить границу своего знания, почаще составляйте списки того, что вам уже известно об исследуемом явлении, и того, что вы в нём ещё не по-нимаете и не можете объяснить. Если вы отдаёте себе отчёт в том, что именно вы не понимаете в задаче, вы уже сделали первый шаг в её решении — ведь теперь вы знаете, с чем вам следует разбираться. Список надо начать с условия задачи, за которым идут относящиеся к задаче базовые знания, результаты уже проведённых наблюдений и экспериментов, описание вашего текущего понимания задачи, вопросы, на которые у вас пока что нет ответа, перечень книг и статей, которые вы уже просмотрели и которые вам ещё предстоит просмотреть.

Решая задачу, важно различать правдоподобные гипотезы и экспериментально установленные факты. Одно дело сказать «я так думаю», и совсем другое — «вот опыт, который подтверждает мои слова». Чтобы проверить гипотезу, надо придумать и осуществить такой эксперимент, который явно подтвердит её или опровергнет. Когда мы сделаем такой эксперимент, мы сможем сказать — «мы знаем». А пока что лучше говорить «мы предполагаем».

Когда вы работаете в лаборатории или пытаетесь придумать теоретическое объяснение исследуемого явления, чаще спрашивайте себя: «что я сейчас делаю?»; «что я сейчас пытаюсь узнать?» Всякому начинающему исследователю нужен руководитель; но роль руководителя вы отчасти можете взять на себя сами, задавая себе этот вопрос. Если у вас нет определённого ответа на него, скорее всего, вы тратите своё время впустую. [/gn_spoiler]


[gn_spacer size=”10″]

Организация работы

[gn_spoiler title=”Работа команды” open=”0″ style=”1″]В начале годового цикла желательно провести несколько общих встреч всей команды, на которых разобрать условие каждой задачи, обсудить своё предварительное понимание описываемого явления, может быть — провести какие-то простые опыты, и самое главное — составить по каждой задаче список вопросов, на которые вам предстоит отвечать, и экспериментов, которые вы собираетесь провести.

Каждый член команды заниматься решением всех задач не в состоянии, поэтому постепенно нужно распределить задания так, чтобы над каждой задачей работали два-три человека. Работать над задачей в одиночку — не слишком эффективно; ведь многие ценные мысли рождаются в обсуждениях, ошибки легче замечаются со стороны, и при эксперименте двух рабочих рук часто очень сильно не хватает. И что вы будете делать, если человек, который работал над задачей в одиночку, заболеет перед самым турниром?

Подготовка к турниру занимает несколько месяцев. При такой долгой работе надо составлять планы и делать промежуточные отчёты, отражающие продвижение по каждой из задач: какие вопросы уже решены, с чем надо теперь разбираться. План строится как на весь цикл выполнения работ, так и на меньшие сроки: на месяц, на ближайшую неделю, на каждое отдельное занятие.

Приблизительно один раз в две недели нужно собираться всей командой и делать друг для друга рабочие сообщения, в которых рассказывать о том, над чем сейчас идёт работа. Можно также организовать информационную рассылку в Интернете, чтобы с её помощью удерживать общую организационную ситуацию, обмениваться идеями и рассказывать друг другу о том, что сделано.

Как и всякий творческий коллектив, команда складывается постепенно. Очень важно, чтобы в ней появился координатор — тот, кто знает, когда состоится следующая встреча и что на ней будет обсуждаться, какие задачи уже решены, какие ещё не решаются, какие доклады уже оформлены и т. д. Командная работа хороша тем, что разные участники могут исполнять в ней разные роли. У кого-то хорошо получается генерировать идеи и придумывать устройство установок, кто-то отличается усидчивостью и тщательностью проведения экспериментов, кто-то быстрее других проникает в суть теории, кто-то силён критическими замечаниями, кто-то обладает хорошим эстетическим чувством и умеет готовить красивые презентации. Разделяя эти роли между собой, учитесь друг у друга, и тогда командная работа будет доставлять вам огромное удовольствие!

Добиться настоящих успехов в турнире может лишь такая команда, члены которой работают вместе не один год, и в которой налажена преемственность поколений. Подключайте к командной работе тех, кто учится в восьмом, а иногда даже и в седьмом классе — когда старшие участники команды закончат школу, в команде останутся опытные лидеры.

Ваши помощники — это ваши учителя физики, ваши родители, а возможно и студенты — выпускники вашей школы. Хорошо, когда у команды есть научный консультант, обладающий опытом инженерной работы или научных исследований, способный помочь с оборудованием. Но помните, что задачу решать должны вы, а не взрослые; если задача будет решена кем-то из взрос-лых, в этом для вас не будет ровным счётом никакой пользы. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Работа с литературой” open=”0″ style=”1″]Практически все задачи Турнира юных физиков связаны с такими вопросами и явлениями, которые кем-то уже обсуждались, изучались, описывались. Любой настоящий исследователь, принимаясь за дело, составляет себе картину того, что в этой области уже сделано его предшественниками, и не пытается изобретать велосипед.

Читайте и просматривайте разные книжки, для начала — учебники по физике. Участие в турнире предполагает самостоятельное освоение многих тем, которые вы ещё не изучали в школе. Так что возможно, вам придётся добраться и до более серьёзной литературы, в том числе и до научных статей. Для поиска научных статей в Интернете рекомендуется пользоваться таким инструментом, как Академия Google: http://scholar.google.com/. Самое полезное, что можно дать чтение научных статей — это понимание методики эксперимента, уяснение важности отдельных её деталей. Это понимание возникает лишь в той мере, когда мы мысленно реконструируем деятельность авторов, спрашивая себя, на какие вопросы они отвечали и какие средства при этом использовали.

Помимо книг и статей, в Интернете выложено много других материалов, которые могут вам пригодиться. Попробуйте произвести поиск видеоматериалов по ключевым словам; при этом ключевые слова лучше набирать на английском языке, поскольку английский сектор Интернета является основной зоной для всех тех, кто занимается наукой. Чтение на других языках, прежде всего на английском — это обязательная часть культуры современного человека. Не бойтесь иностранных языков, осваивайте их и превращайте в средство своей работы. Пользуйтесь библиотеками; а если вам потребуется какая-нибудь редкая статья, помните о том, что у крупных университетов есть доступы к базам научных статей, не выложенных в открытом доступе. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Вспомогательные материалы” open=”0″ style=”1″]Международный турнир юных физиков — это не только финальный турнир, который ежегодно проходит в июле, но также и целая система национальных и региональных турниров, в которых участвует большое число школьников из нескольких десятков стран. При этом турнир — это не только соревнование, но также и попытка продвинуться в понимании физики, и если получится — внести в исследование проблемы что-то своё, расширив общий круг познаний по этому вопросу.

Для участников турнира составляются подготовительные материалы, публикуемые на странице http://kit.ilyam.org/. Эти материалы представляют собой пополняемое собрание ключевых вопросов и ссылок на литературу и другие источники по каждой задаче. Задача материалов состоит в том, чтобы стимулировать вашу самостоятельную исследовательскую работу, соотнося её с тем, что уже было сделано в этой области ранее другими людьми, поднимаясь до тех стандартов, которые приняты в современной науке и избегая деятельности по «изобретению колеса».

Турниры юных физиков проводятся уже в течении нескольких десятков лет. В архиве IYPT на странице http://archive.iypt.org/solutions/ собрано несколько сотен презентаций и докладов по задачам прошлых лет, сделанных командами из разных стран. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Подготовка докладов” open=”0″ style=”1″] Слайды и доклады имеет смысл готовить чуть ли не с самого начала работы. На их подготовку уходит много времени, и когда вы будете их готовить, у вас появится повод ещё раз подумать о задаче. Поскольку на доклад отводится ограниченное время, надо научиться говорить кратко, сообщая всё, что является существенным для дела, и отбрасывая лишние и неуместные детали. Чтобы доклад рассказывался свободно и легко, его придётся довольно много репетировать. Но зато результат доставит нам настоящее удовлетворение.

Все исследования надо стараться завершить за пару недель до турнира. Непосредственно перед турниром в течение нескольких дней нужно проводить «генеральные репетиции» — рассказывать все доклады в том виде, как они будут сообщаться на самом турнире, с показом презентации и демонстрационных опытов, с проверкой того, укладывается ли доклад в отведённое время. [/gn_spoiler]


[gn_spacer size=”10″]

Техника эксперимента

[gn_spoiler title=”Порядок в установке и на рабочем месте” open=”0″ style=”1″]Начнём с известной рекомендации — экспериментатор никогда не должен быть частью установки, все части должны устанавливаться на общем устойчивом основании и крепиться к нему винтами, клеем, пайкой и т. д. Деревянные дощечки и рейки, пенопластовые бруски, пластиковые трубки, жестяные пластины и другие расходные материалы, а также столярные и слесарные инструменты для их обработки — всё это хозяйство нужно собирать и держать под руками, чтобы работа не делалась «на коленке».

Те провода, которые надо постоянно присоединять и отсоединять, не припаиваются и отпаиваются, а прикручиваются на клеммы. Клеммы надо зачищать и хорошо затягивать. Провода перед пайкой зачищаются и соединяются механически. Замыкание электрической цепи производится нажатием на кнопку переключателя, а не подсоединением провода к проводу. Электросхему, которая питается от сети, надо включать в сеть в самую последнюю очередь; а если в ней нужно что-то изменить, надо вынуть штепсель из розетки, не полагаясь на один лишь выключенный переключатель.

Скажем несколько слов и о строительстве установки в целом. Прежде, чем начинать пилить и строгать, желательно продумать работу будущей установки деталях, чтобы было удобно её строить и проводить на ней эксперименты. Сделайте набросок её конструкции и обсудите его с товарищами по команде. Подумайте о том, как будет работать тот или иной узел, какие помехи могут возникнуть в его работе и как их устранить. Если в установке есть движущиеся части, подумайте, как её укрепить, чтобы уменьшить ненужные и вредные вибрации. Если придуманный сначала вариант оказывается трудновыполнимым, подумайте, на что его можно заменить — в конце концов, вам нужно провести эксперимент и получить результаты, а средства для этого вы выбираете по своему усмотрению. Из материалов желательно выбирать те, которые уже есть у вас под рукой; в большинстве случаев вам будет проще всего самим изготовить деревянный остов, к которому крепятся остальные детали вашей конструкции. Простой крепёж удобно делать, вырезая нужные детали из жёсткого пенопласта. Не думайте, что у вас нет нужных вам средств и устройств — думайте о том, что из тех средств, которые есть у вас под руками, можно ещё многое и многое получить.

Проводить эксперименты желательно в удобных для работы условиях: очистить стол от ненужных вещей и инструментов, расставить на нём установку и приборы, обеспечить хорошее освещение. Многие эксперименты удобнее проводить вдвоём: один человек работает с установкой и диктует показания приборов, другой их записывает. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Как невидимое сделать видимым?” open=”0″ style=”1″]При решении многих задач возникает ситуация, когда нам хотелось бы увидеть что-то, невидимое по своей природе. Искусство экспериментатора состоит среди прочего и в том, чтобы сделать невидимое — видимым.

Чтобы увидеть луч света, можно пропускать луч от лазерной указки через задымлённый воздух или через воду, в которую добавлена капля молока. Изучая течение жидкостей и газов, можно подкрашивать жидкости и задымлять воздух; а ещё можно следить за потоками воздуха с помощью закреплённых на обтекаемом теле тонких ниточек.

Ещё один пример подкрашивания был применён когда-то командой, исследовавшей вытекание песка из песочных часов. Песок был подкрашен по слоям; и можно было видеть, в каком порядке вытекают эти слои. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Фотоаппарат и видеокамера” open=”0″ style=”1″]Одно дело — увидеть явление и потом рассказывать о нём, и совсем другое дело — показать фотографию. Фотографируйте ваши установки и результаты их работы, и сразу же помещайте эти фотографии в общий файл; лучше потом заменить эти фотографии на новые при улучшении установок и результатов, чем потом остаться вообще без фотографий. Видеокамера позволяет заснять процесс и затем рассматривать его несколько раз, в том числе и по кадрам. Медленные процессы можно снимать покадровой съёмкой и потом просматривать в ускоренном режиме. Быстрые процессы можно снимать ускоренной съёмкой; правда, для этого необходима специальная камера. Фотокамеры Casio Exilim могут вести съёмку в режиме 240, 480, 1000 кадров в секунду; сегодня такую камеру можно приобрести по вполне доступной цене.

Чтобы делать фотографии микрообъектов, надо вывернуть у микроскопа окуляр и поставить на его место фотоаппарат, способный фотографировать в макрорежиме. Чтобы микроскоп не трясся от нажатия кнопки фотоаппарата, можно смонтировать всю систему так, чтобы фотоаппарат опирался на отдельный штатив, не связанный с микроскопом. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Персональный компьютер” open=”0″ style=”1″] Компьютер при наличии подходящих программ и внешних устройств оказывается исключительно полезным средством не только для расчётов, но и для проведения экспериментов. Работая со звуком, можно записать его через микрофон, а потом подвергнуть спектральному анализу с помощью специальной программы. Подсоединив к компьютеру цифровой фотоаппарат, мы получаем возможность рассматривать полученные изображения и видеозаписи на экране и проводить их дальнейшую обработку.

Однако не следует забывать о том, что идеальных приборов не существует, и самая современная техника не является здесь исключением: все технические устройства вносят в процесс измерения и обработки данных свои искажения и погрешности. Так что желательно понимать, как работают приборы, которые вы применяете, и чего от них можно ожидать. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Лабораторный журнал. Таблицы и графики” open=”0″ style=”1″] Физик-экспериментатор фиксирует все свои эксперименты в лабораторном журнале. В журнал записываются все результаты, включая и такие, которые представляются вам сомнительными и даже абсурдными. Фиксируются все существенные параметры установки — возможно, они вам не нужны сейчас, но пригодятся в будущем. В журнале все результаты измерений представляются в виде числовых таблиц — но когда вы извлекаете из этих данных какое-то содержание, надо превращать их в графики. Журнал можно сразу же вести в электронном виде, используя возможности электронных таблиц Excel для промежуточных выкладок и построения графиков. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Погрешности измерений и представление результатов” open=”0″ style=”1″] Все измерения мы производим с некоторой точностью, которая может быть представлена в виде относительной погрешности. Результат измерения, для которого не указана погрешность, физики результатом не считают вовсе.

Погрешность исходных измерений следует учитывать и в результатах, полученных путём вычисления. К примеру, обычной деревянной линейкой мы можем измерять длину с точностью ±0,5 мм. Результат измерения 44±0,5 мм имеет относительную погрешность примерно в 1%. Если мы измеряли линей-кой сторону квадрата, то площадь этого квадрата будет вычислена с погрешностью 2% (почему?). Вычисление даёт результат 44 × 44 = 1936 мм2; 2% от этого результата — это примерно 40 мм2. Отсюда получается, что за последнюю цифру в числе 1936 мы отвечать не можем, и результат следует представлять в виде 19,4±0,4 см2. [/gn_spoiler]


[gn_spacer size=”10″]

Теория

[gn_spoiler title=”Работа с моделями” open=”0″ style=”1″]Построение физической теории следует начинать не с выписывания уравнений, а с разработки подходящей модели, упрощающей явление и выделяющей в нём самое главное. Очень важно разобраться с тем, почему принятая вами модель и в самом деле пригодна для описания исследуемого явления, а также выяснить, каковы рамки её применимости, какими факторами мы можем пренебречь, а какими факторами пренебрегать нельзя.

Когда мы понимаем, как работает принятая модель, какими простейшими зависимостями связаны её основные параметры, мы можем перевести это понимание в математические символы и уравнения. Прежде, чем решать уравнения, желательно проверить, насколько они осмысленны: сходятся ли они по размерности, что из них следует в простейших предельных случаях, какие оценки порядка величин можно получить на их основе. Работа с предельными случаями и простейшими оценками важна ещё и потому, что лишь немногие задачи турнира допускают полное аналитическое решение.

Теорию, которой вы пользуетесь, следует обязательно соотнести с результатами экспериментов. Надо показать как то, в чём предсказания теории сходятся с экспериментами, так и то, в чём они расходятся, и попробовать объяснить, откуда берётся это расхождение. Целью нашей работы является установление правдоподобия и границ применимости теории, а не подгонка опытных данных под математические формулы.

При решении некоторых задач большую пользу могут принести компьютерные модели физических явлений. Для исследования механических процессов очень полезной могут оказаться такие программы, как «Живая физика» или «Algodoo». Однако следует помнить, что компьютер выдаст вам лишь то, что вы сами в него заложите, и относиться к полученным результатам с должной степенью осторожности, не принимая картинку на экране дисплея за саму реальность. При расчёте динамических процессов время разбивается на отдельные конечные шаги. Чем меньшим будет шаг по времени, тем дольше будет выполняться программа, но зато тем более точным будет расчёт. Так что нужно специально подбирать величину одного шага по времени, чтобы результаты были достоверными, но не требовали неоправданно большого времени на их получение. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Математика” open=”0″ style=”1″]Из школьной математики в работе вам пригодятся в первую очередь алгебра и тригонометрия — с ними надо быть на «ты». Но настоящую основу всех разделов физики составляет математический анализ. Чтобы заниматься физикой, надо разобраться с тем, что такое интегрирование и дифференцирование, как составляются простейшие дифференциальные уравнения и как они решаются. Не надо ждать, когда эти темы будут изучаться в школьном курсе математики, а надо взять какое-нибудь элементарное руководство по этому предмету и разобраться с ним самостоятельно. Во всяком случае, вам следует знать основы этого предмета так, чтобы понимать докладчика, если он будет такой математикой пользоваться — ведь сослаться при оппонировании на то, что вы её ещё не проходили и не понимаете, о чём говорит докладчик, не будет правильным. [/gn_spoiler]


[gn_spacer size=”10″]

Выступление на бое

[gn_spoiler title=”Доклад” open=”0″ style=”1″]Начинающему докладчику обычно хочется рассказать обо всём, что он сделал, но такое желание нельзя счесть правильным. Доклад призван донести до слушателей ваши самые главные мысли и результаты — причём представленные в таком виде, чтобы их можно было воспринять и понять за короткое время. Поэтому в доклад надо включать только самое важное и существенное из того, что вами сделано по задаче — как выглядит явление, которым вы занимались; какой моделью вы руководствовались и почему; какие гипотезы вы проверяли; как проводился эксперимент, каковы его результаты и какова их точность; как эти результаты согласуются с предсказаниями теории.

Нужно внятно рассказать о том, на какие общеизвестные факты и опубликованные работы вы опирались, в чём состоят ваши собственные исследования и полученные вами результаты. Сообщать чужие идеи, не указывая их авторства — это очень серьёзное нарушение научной этики. Следует особо обрисовать те стороны вашего исследования, которые не проистекали непосредственно из первоначальной формулировки условия задачи, но были развиты вами самостоятельно.

Выступление докладчика сопровождается компьютерной презентацией, показываемой на экране. Кадры вашей презентации должны быть хорошо читаемыми и ясно оформленными. В презентации надо показать фотографии экспериментальной установки и наблюдаемого явления, а если нужно, то и видеоматериалы. Фото- и видеосъёмку старайтесь вести при хорошем освещении, располагая снимаемые предметы на однородном фоне, чтобы в кадре не было ничего лишнего.

Полученные экспериментальные данные надо показывать не в табличном виде, а на графиках. Отдельные числовые значения обычно никого не интересуют, ведь мы исследуем не числа, а зависимости; зависимость же лучше всего представляется в графическом виде. Покажите предсказание теории линией одного цвета, а экспериментальные точки и приближающий их график — другим цветом. Не забывайте показывать с помощью «усов» оценку возможных ошибок и статистических отклонений.

Относительно математических формул желательно руководствоваться следующим правилом: на одном кадре презентации не должно находиться больше одной-двух формул. Длинные формулы читать вслух не надо. Надо показать, что в записанной формуле является главным, куда надо смотреть, выделив это красной стрелкой или как-нибудь ещё. Помните, что восприятие любой математической формулы теми, кто с ней не был знаком раньше, требует некоторых усилий и времени. Если вы решаете какое-то уравнение, не надо рассказывать, как делаются промежуточные выкладки: объясните, как получено само уравнение, а потом сразу же приведите его решение. Для деталей решения можно сделать дополнительный слайд, который вы покажете, если вас об этом попросит оппонент или член жюри.

Писать много слов в презентации не нужно — слова вы можете сказать вслух. Презентация — это не переписанный доклад, но графическая основа вашего выступления, помогающая вам структурировать свою мысль, а вашим слушателям — понять её суть.

Демонстрационные опыты должны быть простыми и яркими, занимающими не более одной-двух минут. В демонстрационных опытах следует показывать лишь то, что оригинально, необычно, красиво. Если опыт требует предварительной подготовки, вся она должна быть сделана до доклада, а не во время его. Вам нужно быть уверенными, что опыт получится — для этого его стоит отрепетировать заранее.

Вообще, не нужно жалеть времени на то, чтобы хорошо отрепетировать доклад. На первых прогонах можно прочитать его по бумажке, и проверить, как соотносится время чтения, со временем, отведённым на доклад. Тогда вы сразу же сможете подкорректировать своё выступление, поняв, что из него надо убрать что-то лишнее, или наоборот, что у вас остаётся свободное время, в которое вы могли бы рассказать что-то ещё, делающее ваш доклад более разносторонним и богатым идеями.

Опыт показывает, что натренированный докладчик с хорошо продуманной презентацией может спокойно рассказать за 12 минут до 30 слайдов, а иногда и больше. Начинающему докладчику лучше уменьшить это количество до 10–15 слайдов. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Оппонирование” open=”0″ style=”1″]Работа оппонента начинается с вопросов, адресованных докладчику. Не нужно превращать эту часть боя в критическую дискуссию. Все вопросы надо задавать в ясной и чёткой форме, допускающей вполне определённый ответ.

В выступлении избегайте обтекаемых формулировок и расплывчатых похвал: скажите кратко, в чём состоит суть предложенного докладчиком решения, как выполненная работа соотносится с исходным условием задачи, какие стороны доклада вы хотите отметить особо, что докладчик установил достоверно, какие результаты представляются вам ошибочными или сомнительными и почему.

Слушая доклад и готовя своё выступление, оппонент сравнивает результаты докладчика со своими собственными. Однако, согласно правилам турнира, в своём выступлении оппонент разбирает решение докладчика, но не рассказывает собственного решения. Если вы видите, что результаты докладчика расходятся с теми, которые получила ваша команда, это ещё не означает, что докладчик неправ: именно в этой ситуации оппонирующей команде требуется включить все свои логические способности, анализируя и сопоставляя как логику выступления докладчика, так и логику собственного исследования, которое во время выступления оппонента так и останется за кадром.

Вообще говоря, ваше лучшее оппонирование вы сможете провести там, где вы сами по ходу своего исследования сначала зашли в тупик, наделали ошибок, плохо настроили установку — а потом разобрались со своими ошибками и всё исправили. Когда докладчик будет рассказывать об аналогичных вещах, будьте настороже — ведь это и есть та ситуация, когда вы можете оценить его доклад действительно со знанием дела. И ещё: хотя рассказывать о своих собственных результатах не разрешается правилами турнира, тем не менее вы можете задавать свои вопросы в такой постановке, что все сразу поймут, насколько глубоко вы разобрались в задаче.

Оппонирование завершается дискуссией оппонента и докладчика. Вопросы для дискуссии предлагает оппонент; часть вопросов можно заготовить заранее и выбрать их них непосредственно перед дискуссией те, которые более подходят для настоящего момента. В дискуссии не будьте мелочными и воздержитесь от придирок: обсудите сначала основную физику дела, а затем переходите к настоящим трудностям задачи, как вы их понимаете. Постарайтесь разобраться, что ещё мог бы сделать докладчик, следуя логике своего исследования. Желательно, чтобы дискуссия стала небольшим спектаклем, разыгрываемым на глазах у команд, жюри и зрителей — ведь тогда бой получится по-настоящему захватывающим и интересным. [/gn_spoiler] [gn_spoiler title=”Рецензирование” open=”0″ style=”1″]Рецензент в своём выступлении освещает то, что было сделано докладчиком и оппонентом, касаясь как физики дела, так и хода боя. При этом ему нужно продемонстрировать свою осведомлённость в проблеме, ничего не говоря о собственном решении задачи.

Хороший способ научиться рецензировать состоит в том, чтобы перед турниром отрецензировать ваши собственные решения. Расскажите кратко, в двух-трёх предложениях, что вам удалось понять и объяснить по каждой задаче, в чём состоит физическая основа предложенного вами решения. Запишите эти тезисы на последнем, резюмирующем слайде вашего доклада. Если вы научитесь рецензировать себя, вам будет гораздо проще рецензировать и чужие доклады. А главное, вы научитесь видеть картину целиком — так, чтобы отдельные деревья не закрывали леса. [/gn_spoiler]